«Унижающий себя возвысится»

Гололоб Г.А.

«Поскольку нас много, а чашка лишь одна, давайте определимся, кто с какого края будет ее пить». Так выглядит одна из многих шуток, большое множество которых сегодня предлагает интернет, но, как говорится, «в каждой шутке есть доля шутки». Мне часто приходится занимать очередь и, следовательно, быть свидетелем одного и того же разговора:

— Кто последний?

— Вы имеет в виду «крайний»? Это я…

— А с какого края Вы крайний?

— С этого… А что, есть еще какие-то края?

— Вообще-то в любой очереди есть два края, но в наших очередях их может быть и больше…

—  В любом случае, я не последний…

— Это унизительно?

— Да, «последний» значит дурак.

— Откуда Вы это взяли?

— Это знает каждый… Не притворяйтесь…

Вот таким путем каждый из нас боится быть последним, даже если ему в этой роли приходится быть только несколько секунд. В чем же дело? Неужели быть «последним» всегда позорно?

Да, в целом мирское отношение к «последнему» является весьма отрицательным. Таких людей называют неудачниками, слабаками, отсталыми, законсервированными, выжившими из ума…Вместо этого людьми «этого мира» прославляется прогресс, образованность, умение владеть компьютером, техническими новшествами, современными средствами информации. Существует устойчивое мнение, что во всех отношениях продвинутых, осведомленных, ловких в предпринимательстве, коммерции, бизнессе и политике ждут профессиональный успех, общественное признание и материальное процветание. Да, и вообще, о чем тут говорить, когда первенство богатых, сильных, умных и амбициозных – азбучная истина?

Но верующие люди знают и обратное этому «положение вещей», когда Бог действовал могущественно через бедных, слабых, униженных, отсталых, пренебреженных, отвергнутых более сильными и умными, как написано: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1:26-29). В то время, когда христианство представляло собой весьма жалкую религию, эти слова прозвучали для ничтожно малого числа представителей этой «религии рабов» весьма большим ободрением.

Получается, каждому человеку более важно иметь духовные блага, чем сугубо материальные преимущества. Недаром Самуил говорил Израилю: «Только бойтесь Господа и служите Ему истинно, от всего сердца вашего, ибо вы видели, какие великие дела Он сделал с вами; если же вы будете делать зло, то и вы и царь ваш погибнете» (1 Цар. 12:24-25). С послушными Себе Бог всегда делает «великие дела», насколько бы ни были слабыми эти люди. И, наоборот, отступающих от Него не спасет от беды ни богатство, ни слава, ни власть. Таковы духовные законы Творца этого мира! Ниже мы хотим поговорить об этом несколько подробнее.

Библейское отношение к первенству

Поскольку самым большим грехом в Библии является гордость (1 Ин. 2:16; Рим. 11:20; 1 Кор. 13:4; 1 Тим. 3:6; 6:4), Бог «противится» этому качеству человеческого характера (Иак. 4:6; 1 Пет. 5:5).  Вспомним выражение Владимира Мономаха: «Паче же всего гордости не имейте в сердце и в уме». Поскольку же люди возлюбили это качество больше всех остальных, создается видимость того, будто Бог является врагом человечества. Люди никак не могут понять того, что Бог борется с их гордостью отнюдь не при помощи самой этой гордости. Это – вовсе не соревнование в том, кому должна принадлежать, в конечном счете, слава, а попытка защитить людей от величайшей духовной опасности, поскольку весьма часто оказывается правой пословица «жадность фраера погубила».

Бог не представляет собой Верховного Гордеца, поскольку всегда контролирует Свои чувства. Лев Николаевич Толстой говорил: «Есть люди, которые гордятся силою своих желаний, а не силою власти над желаниями», а Будда Шакьямуни ему вторил: «Обуздавшему свои чувства завидуют даже боги». Гордость не является самоцелью для Бога, потому что Он просто не может позволить Себе гордиться тем, что Сам же осуждает в людях. Осознание этого позволило Блезу Паскалю сказать следующее: «Познание Бога без осознания своей ничтожности ведет к гордости. Познание своей ничтожности без познания Бога ведет к безысходности». Только Бог позволяет нам найти тот баланс, который способен защитить нас от обеих крайностей: опасности завышенной самооценки и опасности самооценки заниженной.

В любом случае, важно различать между собой самонадеянную гордость и нравственное достоинство, граница между которыми определяется скромностью. Действительно, благородному человеку нет нужды выставлять свои достоинства на показ, поскольку они очевидны. А вот гордость всегда представляет собой лишь защитную реакцию людского малодушия: «Чрезмерная гордость — вывеска ничтожной души» (Иван Сергеевич Тургенев). Иначе говоря, чем более самолюбивым является человек, тем он более склонен к самопрославлению.

Чем ниже человек душой,
Тем выше задирает нос!
Он носом тянется туда,
Куда душою не дорос…
(Омар Хайям)

Имеются и более жесткие определения гордости: «Гордость — это презрение ко всем другим, кроме самого себя» (Теофраст); «Гордыня измеряет счастье не своими удачами, а чужими неудачами» (Томас Мор); «Непростительная гордость — не быть обязанным любимому человеку своим счастьем» (Г.Э. Лессинг); «Гордец всегда убежден, что получает меньше, чем заслуживает» (Г.У. Бичер); «Гордость бесплодна, потому что ей ничего не нужно вне себя» (А.И. Герцен); «Как часто люди гордятся такими качествами, которых другие не замечают в них» (У.М. Теккерей). Неудивительно, что в Библии это понятие всегда означает «надменность», а не «благородство». Теперь же, когда мы увидели опасность, исходящую от гордости, в том числе и духовной, нам легче будет понять библейское отношение к первенству.

Израиль – «малочисленный» из народов

Израильский народ возник из веры лишь одного человека – Авраама, которому Бог пообещал дать огромное потомство. Эта вера Авраама сделала из него всеобщее посмешище, когда он оставлял богатую месопотамскую цивилизацию, чтобы поселиться в неизвестной ему дикой стране. В этом смысле на него смотрели как на недалекого, а значит «последнего» человека, на кого можно было бы равняться. Вот что говорит об этом пророк Исаия: «Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены. Посмотрите на Авраама, отца вашего, и на Сарру, родившую вас: ибо Я призвал его одного и благословил его, и размножил его» (Ис. 51:1-2). Почему пророк уподобляет прошлое Израиля «глубокому рву»? Потому что целых двадцать пять лет престарелые Авраам и его жена Сарра ожидали от Бога своего ребенка! Кем же их можно было считать все это время, как не «последними» из всех живущих в вопросе вероятности осуществления этой их мечты? А когда Бог переименовал Аврама («высокий отец») в Авраама («отец множества»), это вообще могло быть воспринято как насмешка.

Хотя фактическим родоначальником Израиля был Авраам, свое имя Израильский народ получил от его внука, Иакова, сына Исаака. Хотя фактическим первенцем Исаака был Исав, по воле Божьей настоящим носителем права первенства и всех связанных с ним обетований стал Иаков (Рим. 9:10-13). При этом важно понять, что избрание Иакова не было безосновательным: Бог предвидел будущее презрение Исавом своего права первенства (Быт. 25:29-34). И хотя Иаков тоже не был безвинен, поскольку пытался завладеть этим правом обманным путем, Господь объявил Иакова Своим первенцем (Исх. 4:22). Таким образом, Иаков стал олицетворять собой весь народ Израиля.

Но почему Бог избрал быть родоначальником Своего народа второго сына (Иакова) вместо первенца (Исава), когда виновными были оба? Потому что это была не частная ситуация, а здесь проявился общий подход Бога к людям. Обычно формальное первенство делает старших сыновей чрезмерно гордыми и самонадеянными по отношению к остальным. Данное обстоятельство объясняет, почему Бог обычно избирает для выполнения Своих целей более скромных исполнителей. По этой причине из двенадцати сыновей Иакова Бог выделил самого младшего на тот момент Иосифа (Вениамин был самым младшим, но он был поздним ребенком у своих родителей). По этой причине из двух сыновей Иосифа Бог благословил младшего.  Существуют и другие примеры такому образу поведения Бога, которые мы опустим за недостатком места. За всем этим можно видеть устойчивую тенденцию, а не частный случай благословения Богом младших сыновей: если гордых Он понижает, то смиренных возвышает (напр. 1 Цар. 2:4-5; Иов. 5:11-12; Ис. 60:22; Иез. 17:24; Лк. 1:52-53).

Подобный подход у Бога можно обнаружить и применимо к целым народам (см. напр. Ис. 16:14). Так, Он избрал Израиль вовсе не за его многочисленность или праведность:

«Ибо Господь сказал Моисею: скажи сынам Израилевым: вы народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас» (Исх. 33:5);

«Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов, — но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского» (Втор. 7:7-8);

«Когда будет изгонять их Господь, Бог твой, от лица твоего, не говори в сердце твоем, что за праведность мою привел меня Господь овладеть сею землею, и что за нечестие народов сих Господь изгоняет их от лица твоего; не за праведность твою и не за правоту сердца твоего идешь ты наследовать землю их, но за нечестие народов сих Господь, Бог твой, изгоняет их от лица твоего, и дабы исполнить слово, которым клялся Господь отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову. Посему знай, что не за праведность твою Господь, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею, ибо ты народ жестоковыйный» (Втор. 9:4-6).

Стало быть, Бог избрал Израиль быть глашатаем Его воли и проводником ее исполнения во всем мире не за его личные достоинства, а ради осуществления самой той цели, которую Бог перед ним поставил. Это означает, что Бог параллельно работал с Израилем над его собственным воспитанием, наделяя его нужными для осуществления этой цели способностями и качествами. «Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять, и не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо ни налево, чтобы пойти вслед иных богов и служить им» (Втор. 28:13-14).

И если при посредстве столь жестоковыйного народа Бог смог сделать столько во всем мире, то что тогда говорить о Церкви Христа, хотя и она не лишена подобных недостатков (см. «вы уже не чужие» в тексте Еф. 2:19; ср. Мф. 21:31). Впрочем, здесь главную роль играют не способности человека, а его зависимость от способностей Божьих. Конечно, основной вопрос здесь состоит в том, чтобы избранному Богом народу проявить готовность воспользоваться Его помощью, предлагаемой даром, а не заслужить ее себе своими подвигами. Именно по этой причине Бог предпочитает избирать для выполнения Своих поручений только смиренных людей или народы.

Моисей – «кротчайший из людей»

Моисея мы знаем, как «первого» человека, без которого, по мнению некоторых, не мог бы обойтись и Сам Бог. Но сразу ли стал этот человек способным вывести Божий народ из египетского рабства? Нет, конечно. После того, как Моисей узнал о том, что Бог был намерен избрать его для этой роли, он принялся за дело самостоятельно. Что из этого получилось, мы знаем: он сам был вынужден бежать из той страны, из которой он должен был вывести Божий народ. Такой поворот событий был равнозначен идейному шоку!!! Сколько же лет прошло с тех пор, когда Бог действительно призвал его на Свой труд? Сорок лет. К тому времени Моисей из активного и сильного юноши превратился в дряхлого старика. И только, когда Моисей перестал уповать на самого себя, он оказался пригодным для осуществления Божьей воли. Но что значит кротость и смирение в глазах людей «этого мира»? Конечно, только слабость, наивность и неизворотливость, одним словом, отсталость.

Кстати, в своей семье Моисей был младшим ребенком. Он был сыном Амрама, потомка Каафа, сына Левия. Его старшей сестрой была Мириамь, а старшим братом — Аарон (Исх. 6:16, 18, 20). К тому же в его речи был существенный недостаток: вероятно, он сильно заикался, так что, когда он говорил, его трудно было понять. И вот столь непригодного к дипломатическому ремеслу человека Бог призвал к Своему служению, подразумевавшему постоянный диалог с самим фараоном. Да, сцена его призвания к этому труду очень напоминает уговаривание его к этому самим Богом. Но Бог хотел заполучить такого исполнителя вовсе не за его внешние заслуги, а за его кротость, поскольку ему следовало «работать» с весьма строптивым народом. Когда его родные брат и сестра, стали упрекать Моисея за то, что он взял в жены иноплеменницу, в ответ он не проронил им ни слова. Священное Писание говорит далее следующее: «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Числ. 12:3). Важно отметить, что чрезмерная строптивость и жестоковыйность Израиля привела к тому, что Моисей не выдержал и прогневался на этот народ (Пс. 105:32), за что был строгим образом наказан.

Гедеон – «младший» в своем племени

Одним из судей израильских был Гедеон, чье имя означает «человек с поврежденной рукой». Он был потомком Авиезера из колена Манасии и жил в Офре во время порабощения израильтян мадианитянами. Очень показательна сцена его призыва стать избавителем Израиля от иноземного ига: «И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный! Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: «из Египта вывел нас Господь»? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян. Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя. Гедеон сказал ему: Господи! как спасу я Израиля? вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший. И сказал ему Господь: Я буду с тобою, и ты поразишь Мадианитян, как одного человека» (Суд. 6:12-16).

Создается впечатление, что для исполнения Божьего поручения был избран именно «муж сильный». Но в действительности у Гедеона была сильной лишь его вера, благодаря которой он смог легко отказаться от почти двадцатитысячного войска. Этот отказ превратил Гедеона из «первого» полководца в «последнего», поскольку такой его поступок вступал в противоречие с любой военной стратегией. Иными словами, сила Гедеона состояла в уповании на силу Божью.

Правда, и эта его вера потребовала дополнительных знамений, но после такого удостоверения она оказалась непоколебимой. После одержанной победы израильтяне предложили Гедеону царский титул, но, ссылаясь на то, что царем у Израиля может быть только Бог, он отверг данное предложение. Все это дополнительно свидетельствует о необычной скромности этого слуги Божьего. Итак, Бог использовал могущественно «последнего» человека в его наибеднейшем племени во всем колене Манассиином.

Давид – «младший» ребенок в семье

Прежде чем перейти к описанию еще одного и «последних» людей, числящимся в составе Божьего войска, укажем на следующий факт: после имени Иисуса Христа имя Давида упоминается в библейских текстах чаще всего, т.е. 1118 раз! Но кем был на самом деле Давид? Он принадлежал к знатному роду? Нет. О доме его отца в этом отношении нам ничего не известно. Он происходил из состоятельной семьи? Нет. Когда Саул захотел женить Давида на своей дочери, тот ответил посланным от него: «Разве легко кажется вам быть зятем царя? Я — человек бедный и незначительный» (1 Цар. 18:23).

Давид был младшим из восьми сыновей Иессея, о чем мы узнаем из следующего текста:

«И сделал Самуил так, как сказал ему Господь. Когда пришел он в Вифлеем, то старейшины города с трепетом вышли навстречу ему и сказали: мирен ли приход твой? И отвечал он: мирен, для жертвоприношения Господу пришел я; освятитесь и идите со мною к жертвоприношению. И освятил Иессея и сыновей его и пригласил их к жертве. И когда они пришли, он, увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его! Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце. И позвал Иессей Аминадава и подвел его к Самуилу, и сказал Самуил: и этого не избрал Господь. И подвел Иессей Самму, и сказал Самуил: и этого не избрал Господь. Так подводил Иессей к Самуилу семерых сыновей своих, но Самуил сказал Иессею: никого из этих не избрал Господь. И сказал Самуил Иессею: все ли дети здесь? И отвечал Иессей: есть еще меньший; он пасет овец. И сказал Самуил Иессею: пошли и возьми его, ибо мы не сядем обедать, доколе не придет он сюда. И послал Иессей и привели его. Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму» (1 Цар. 16:4-13).

Почему Бог сделал ставку на столь малозначительного человека? Бог ценил в нем не безгрешность, а способность к раскаянию и к доверию Себе. Поэтому Он называл его «мужем по сердцу Своему» (1 Цар. 13:14). И оправдал ли Давид доверие, оказанное ему Богом? Вполне. Мы не можем здесь перечислить всех случаев его упования на Бога. Чего стоит только одна его победа над Голиафом или скитание пятнадцать лет от преследований Саула в ожидании исполнения Божьего обещания! При этом, по крайней мере, дважды Давид отказался от представившейся ему возможности убить своего противника, поскольку он был помазанником Божьим (1 Цар. 24:3-23; 26:5-25). В первом случае Давид так защищал свою невиновность: «Против кого вышел царь Израильский? За кем ты гоняешься? За мертвым псом, за одною блохою» (1 Цар. 24:15). Но Бог при посредстве этой «блохи» совершил многое в Израиле, так что Давид стал даже прародителем самого Мессии.

Илия – «одинокий» Божий пророк

Этот Божий пророк претерпел от царя Ахава не меньше, чем Давид от Саула. За ним охотились даже цари соседних государств, которых Ахав обязал арестовать пророка. Нам ничего неизвестно о призвании этого человека на Божий труд, но мы хорошо знаем, как он просился оставить этот труд: «И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия? Он сказал: возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее» (3 Цар. 19:9-10). И хотя Илия был не прав относительно числа выживших от гонений Ахава пророков, все же он правильно считал себя «последним» из тех пророков Божьих, которые готовы были стать в проломе дела Божьего.

Апостол Иаков писал о пророке Илии следующее: «Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5:17-18). При этом произошло одно необычное событие: «И послал Ахав ко всем сынам Израилевым и собрал всех пророков на гору Кармил. И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова. И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек. пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу; и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог. И отвечал весь народ и сказал: хорошо» (3 Цар. 18:20-24).

Далее библейский повествователь говорит следующее:

«И сказал Илия пророкам Вааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и призовите имя бога вашего, но огня не подкладывайте. И взяли они тельца, который дан был им, и приготовили, и призывали имя Ваала от утра до полудня, говоря: Ваале, услышь нас! Но не было ни голоса, ни ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется! И стали они кричать громким голосом, и кололи себя по своему обыкновению ножами и копьями, так что кровь лилась по ним. Прошел полдень, а они все еще бесновались до самого времени вечернего жертвоприношения; но не было ни голоса, ни ответа, ни слуха» (3 Цар. 18:25-29).

Данное повествование следует далее: «Тогда Илия сказал всему народу: подойдите ко мне. И подошел весь народ к нему. Он восстановил разрушенный жертвенник Господень. И взял Илия двенадцать камней, по числу колен сынов Иакова, которому Господь сказал так: Израиль будет имя твое. И построил из сих камней жертвенник во имя Господа, и сделал вокруг жертвенника ров, вместимостью в две саты зерен, и положил дрова, и рассек тельца, и возложил его на дрова, и сказал: наполните четыре ведра воды и выливайте на всесожигаемую жертву и на дрова. Потом сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте то же в третий раз. И сделали в третий раз, и вода полилась вокруг жертвенника, и ров наполнился водою. Во время приношения вечерней жертвы подошел Илия пророк и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал все по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе. И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» (3 Цар. 18:30-39).

Кстати, далее говорится: «И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там» (3 Цар. 18:40). Однако в действительности Илия не заколол четыреста пятьдесят пророков Ваала (пророки, как и священники, не имели права прикасаться к мечу), но лишь дал указание сделать это народу (см. «сказал»), подобно тому, как Пилат сказал об Иисусе: «Наказав Его, опущу» (Лк. 23:16), а потом «Иисуса, бив, предал на распятие» (Мф. 27:26). Очевидно, что ни Илия, ни Пилат не делали этого самостоятельно. Совершенно нереально выглядит ситуация, если эти слова понимать буквально: будто Илия четыреста раз отводил каждого из этих ложных пророков к потоку Киссон, чтобы потом их предать смерти самостоятельно. Может быть, рука какого-либо воина и смогла бы проделать столько раз эту убийственную процедуру, но очевидно, что не рука пророка.

Итак, мы видим перед собой духовного подвижника и героя, но даже и самый сильные в вере люди иногда устают и падают, поэтому уже в следующей главе мы находим Илию в депрессивном состоянии, просящим под можжевеловым кустом себе смерти (3 Цар. 19:1-4). Но вместо смерти Бог отправил Илию на новый труд. Им было совершено много чудес и, когда пришло время, он был живым вознесен на небо (4 Цар. 2:1-18). Поэтому среди всех Божьих пророков Илия занимает одно из важных мест. Он не только воскрешал людей и умножал масло в сосудах, но и назван предтечей Мессии (см. Мал. 4:5), и даже вместе с Моисеем явился Иисусу при Его преображении (Мк. 9:4). А некогда этот выдающийся пророк был разочарован до крайности или до конца. И это его временное состояние все же не вывело его из Божьей колеи.

Павел – «наименьший» из апостолов и всех святых

Невозможно переоценить роль апостола Павла в деле первоначального распространения христианства и формирования его доктрин. Но сам этот столб веры относился к себе скромно, поскольку ранее гнал церковь Христову. Например, однажды он сказал о себе, как о выкидыше (в Синодальном переводе библейского текста 1 Кор. 15:8 – «изверге»). Впрочем, его самооценка менялась со временем в следующем направлении (судя по времени написания им данных посланий):

  1. «Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» (1 Кор. 15:9);
  2. «Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово» (Еф. 3:8);
  3. «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1:15).

Таким образом, «наименьший из апостолов» превратился в «последнего из грешников».

Конечно, «по плоти» Павлу было чем гордиться, но он предпочел отказаться от всего этого, признав его за мусор (Флп. 3:4-14). Ему было чем гордиться также и «по духу» (2 Кор. 11:18-33), но он предпочел «хвалиться немощью своею». Ему часто приходилось отстаивать свое право учить с апостольской властью, поскольку формально он не состоял в числе Двенадцати учеников Христа. Эту «неполноценность» своего апостольства он пронес через всю свою жизнь, которая доказала это право лучше, чем какие-либо формальные доводы. В итоге, этот «сомнительный» апостол написал четырнадцать посланий, хотя авторство некоторые из них отрицается современной библейской наукой. Но и те из них, которые действительно приписываются его перу, свидетельствуют нам о том, что он был лучшим из апостолов. Получается, Бог избрал Савла (первоначальное имя Павла) для того, чтобы он стал «апостолом язычников», видя его готовность к покаянию, а значит смирение.

Заключение

Всякая вещь или явление на Земле непременно приходит к своему концу, как и чтение этой статьи. В тексте Неем. 8:18 говорится: «И читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до последнего дня». Но важно, чтобы близкие отношения с Богом сохранились неповрежденными до завершения нашей жизни. Нам не нужно тосковать по прежним годам молодости, когда жизнь приблизилась к своему концу, потому что нам есть, что вспомнить. А если и не так, т.е. если мы пришли к Богу только в конце своих земных дней, то и тогда нам стоит смотреть вперед, предвкушая вечные блага, а не сожалеть об упущенных возможностях. В конечном счете, главное – не это.

Почему же мы все-таки боимся оказаться «последними»? В Библии говорится о том, что аморейский царь Ог Васанский, размер кровати которого достигал четырехметровой длины, был «последним из рефаимов» (Нав. 12:4). Но разве он был слабее других рефаимов из своего богатырского рода от того, что оказался «последним» из них? Или, если там же говорится: «Вот последние слова Давида, изречение Давида, сына Иессеева, изречение мужа, поставленного высоко, помазанника Бога Иаковлева и сладкого певца Израилева» (2 Цар. 23:1), то разве «последние» слова Давида были менее ценными, чем первые? Кроме того, бывает и так, что последние наши поступки превосходят все предыдущие, как написано: «Благословенна ты от Господа, дочь моя! это последнее твое доброе дело сделала ты еще лучше прежнего» (Руфь 3:10; см. также Иов 42:12; Ис. 2:2). В конечном счете, все это имеет равную ценность в глазах Божьих, как сказано: «Дела царя Давида, первые и последние, описаны в записях Самуила провидца и в записях Нафана пророка и в записях Гада прозорливца» (1 Пар. 29:29; см. также 2 Пар. 9:29; 12:15; 16:11; 20:34; 25:26; 26:22; 28:26; 35:27).

Получается, нам следует бояться не самого слова «последний», а неверной точки отчета. И если нам удастся оказаться последними в следовании за грехом, злом, гневом, алчностью, то мы должны только возрадоваться этому. А вот где мы действительно должны быть «последними», так это здесь: «И это псы, жадные душею, не знающие сытости; и это пастыри бессмысленные: все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть» (Ис. 56:11). Поэтому Слово Божье призывает нас быть «последними» или «медлить» на гнев, на произнесение необдуманных слов, на восприятие ложных учений или совершение легкомысленных действий (Иак. 1:19; 2 Фес. 2:2; 1 Тим. 5:22). Таким образом, быть «последним» совершенно не страшно, не стыдно, не обидно. И если Сам Бог не стыдится сказать о Себе: «Я первый и Я последний» (Ис. 44:6; 48:12), то почему должны стыдиться этого слова мы?

А как же быть с обычной «удачей по жизни»? Сама по себе она не имеет той ценности, которую ей обычно приписывают неверующие люди. Что касается погони за человеческой славой, то за лучшее этого вообще избегать (см. напр. Мк. 9:35; Иак. 5:3). Скажем больше: если читатель этих строк считает себя слабым, незначительным и презираемым другими – его ожидает в Библии Радостная весть: «Бог тебя любит». Да, это — правда: Бог любит униженного, пренебрегаемого и отвергнутого другими. А обладание Его любовью разве может быть недостаточным или требовать большего? Конечно же, нет. Именно поэтому в Слове Божьем содержится чудное обетование или обещание каждому страждущему и обремененному: «Есть последние, которые будут первыми» (Лк. 13:30) и «унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11).