Братское увещание
Дорогой брат во Христе Ярослав!
С глубокой печалью я воспринял твой переход из баптизма в старокатоличество, поскольку такой шаг всегда несет с собой большой психологический стресс, разрыв отношений с друзьями, попытки оправдания и т.п., чего лично мне не хотелось бы тебе пожелать. Я сам мыслю по некоторым вопросам не вполне традиционно, но никогда и не думал выходить из родного братства по собственному желанию. Совесть не позволяет мне так относиться к тому братству, которое меня приняло, духовно взрастило и поставило не только на ноги, но и на духовную высоту. Как же я могу вот так одним махом перечеркнуть все его положительные стороны? Лично я такого отношения не понимаю. Да, наше братство несовершенно, но что мешает тебе помочь ему стать лучше? Почему его нужно оставлять именно тогда, когда оно в наибольшей мере нуждается в твоей помощи?
Я не знаю тебя так хорошо, как Денис Самарин, хотя тебе было бы интересно выслушать его мнение о твоем выходе из братства МСЦ ЕХБ по заявленным причинам. Но я лично пожелал обратиться к тебе с братским увещанием, поскольку мы были с тобой тоже близки, если не лично, то по общим интересам, так что, если я сейчас промолчу, то просто изменю нашей дружбе. Сразу признаюсь, что я был несколько смущен тем, что ты вышел из братства именно по богословским причинам. Это самое последнее, что могло прийти мне в голову, когда я вообще узнал о твоем выходе. Но сделанное тобой видео повергло меня в смущение. Я знаю многие переходы братьев в православие, но чтобы на доктринах споткнулся преподаватель догматики — такое встречаю впервые. Если бы тебя не устраивал авторитаризм местных служителей или самого Совета Церквей, то даже это меня бы не удивило, но доктрины? Извини меня, но мне до сих пор не верится, что такое могло произойти с тобой.
Да, некоторые вопросы существуют, но зачем из них создавать проблемы? Скорее можно допустить, что вынужденный карантин поднял эти вопросы на вершину копья. Да, по поручению служителей любой христианин может совершать и Вечерю Господню и даже крещение, если так складываются обстоятельства. Это и имело место в День Пятидесятницы, где Двенадцать Апостолов просто физически не могли окрестить три тысячи уверовавших людей в течение даже одних суток. Но почему спорные вопросы должны заканчиваться лишь выходом из братства? Этого я никак не пойму. Ты думаешь, что где-то они разрешатся лучшим образом?
Непонятно и то, почему ты не обсудил прежде все смущавшие тебя вопросы со своими друзьями? Ведь многие из них можно разрешить в простой доверительной беседе. Например, о рукоположении или церковной преемственности как о передаче Первоапостольского учения, а не благодати, я имею не одну статью. И хотя первые баптисты (обрати внимание: не Джон Смит) крестили себя, но они были священниками, например, Георг Блаурок, Валтасар Губмайер и другие анабаптисты. А священник, как лицо рукоположенное, имеет все права крестить и себя, и других. А Проханов крестился вообще у моравских братьев. Неужели ты забыл о том, что российских баптистов крестили меннониты, а Менно Симонс также был рукоположенным священником.
Поэтому, несмотря на некоторые отклонения, баптистское рукоположение имеет церковную преемственность, но ее суть связана не с выполнением самого этого обряда, а с преемственностью вероучительной, без которой сам этот обряд лишается своей сущности. К тому же первые баптисты не просто крестили сами себя, а делали это в согласии с поместной церковью, которая одна только и названа в Писании «столпом и утверждением истины». А рукоположение как обряд призвано как раз защитить данную истину. Впрочем, и рукоположение фактически осуществляется по воле самой поместной церкви, чем по требованию посторонних служителей. В обязанности других служителей входит лишь подтвердить вероучительную преемственность кандидата на ответственное служение. Историческая преемственность с предыдущими поколениями христиан также в учении братства МСЦ ЕХБ не отвергается, а лишь считается недостоверной. Реформация призвала Церковь к очищению от многих заблуждений, которые накопились в ней к этому времени. Я много писал об этом в своей книге «Евангельские возражения православному вероисповеданию».
Ладно, допустим ты просто не обращал внимания на некоторые недостатки баптистского вероисповедания, но меня удивляет их состав, т.е. что именно ты к ним отнес. Возрождение до крещения, мистическое единение в хлебопреломлении и частоту совершения Вечери Господней в месяц? Извини меня, это — лишь отговорки. Я не верю в то, что такие вопросы могли быть основанием для тебя выйти из братства. С каких пор для тебя мнение Древней Церкви оказалось выше авторитета Священного Писания? Разве ты забыл о многочисленных отступлениях этой Церкви от Первоапостольского учения, что привело к Реформации? Только этот один вопрос я хотел бы тебе задать сейчас.
Не может быть, чтобы ты разочаровался во всем протестантском наследии, ведь даже сам Лютер не толковал Вечерю Господню по-католически или по-православному, как это делаешь ты. Ведь если рукоположение передает благодать, тогда эту же благодать передают и все остальные церковные обряды, включая поклонение кресту, иконам, богородице и т.п. Ведь этому также учила Древняя церковь… Однако церковные обряды лишь помогают верующему утвердиться в вере, но не имеют значения спасительного средства, чему и учил Лютер. Ни крещением, ни хлебопреломлением, ни принадлежностью к поместной церкви мы не спасаемся.
Мы спасаемся только верой и покаянием, заявленными Богу в действии водного и осуществляемого сознательным образом крещения при свидетелях — не обязательно служителях. Твое же понимание Церкви похоже на иерархическое, но не на соборное, поскольку ты выделяешь служителей в отдельную элитную касту, тем самым признавая деление всего Тела Христова на клир и мир. Протестанты же исповедуют принцип «всеобщего священства», хотя сам Лютер впоследствии отверг его, заслужено получив при этом имя «протестантского папы». И если тебе просто не приходилось сталкивался со злоупотреблениями законно поставленных служителей, то Лютер в отличие от тебя вышел из этой среды. Но какое ты имеешь право требовать возвращения назад от всего его наследия?
По вопросам эсхатологии я не буду с тобой спорить, поскольку это — непринципиальный вопрос. Для меня важен самый главный вопрос: «Что такое спасение? Это фактическое исцеление природы, или юридическое принятие Богом?» Ты не можешь не знать, что спасение — это состояние близких взаимоотношений с Богом, возникающее в момент обретения грешником своего возрождения, искупления, усыновления и примирения, а не процесс освящения, которым иначе называется исцелением его природы. Но по какому праву ты смешиваешь между собой эти вопросы до полного их отождествления? Тогда получается, что спасение превращается в процесс заслуживания себе небесных благ путем осуществления добрых дел.
Значение Боговоплощения у тебя также чрезмерно преувеличено. Боговоплощение только подготавливает настоящее спасение, а не определяет его. Принятие Христом нашей плоти — это условие для обретения Им права нас спасать, но нам оно само по себе не дарует спасения. Кроме того, даже причастниками Божеского естества мы становимся только по вере, а не по делам, т.е. без прощения грехов невозможно никакое освящение. Поэтому «исцеление нашей природы» — это лишь следствие нашего оправдания, возрождения и искупления, а не их условие. С другой стороны, нельзя понимать обожение как уподобление нашей природы Божественной в каком-то мистическом, а не моральном смысле, поскольку мистика без догматики является основным средством появления всевозможных заблуждений в руках сатаны.
Здесь я высказал свои возражения твоим убеждениям. И только тебе лично с ними соглашаться или нет. Но я должен был это сделать, как твой друг. В целом же, хочу призвать тебя к пересмотру твоей реакции на те проблемы, которые ты поставил в своем видео. Ты очень много говорил о необходимости частых исповедей. Я думаю, что тебе нужна еще одна и такая же публичная, как твое видео. Не верю в то, что ты из протестанта превратился в православного. Поэтому жду от тебя новых откровений, на этот раз реабилитирующих твое доброе имя. Все мы способны к ошибкам, но нам необходимо немалое мужество, чтобы согласиться с этим положением, чтобы, упав один раз, суметь подняться и идти дальше. Стыдно должно быть другое — смолчать о своей неправоте. В любом случае с моей стороны ты останешься тем, кем я тебя знаю, так что я открыт для общения с тобой по любому из интересующих тебя вопросов. Пусть Господь благословит тебя и дальше, как благословлял до этого времени.
Геннадий Гололоб
г. Черкассы (Украина)
06.11.20.
Последние комментарии