Вклад Джона Мак-Артура в развитие славянских евангельских церквей

Валентина Куриляк, Роман Орловский 

Источник: https://uuc.adventist.ua/vklad-dzhona-mak-artura-v-razvytye-slavyanskyh-evangelskyh-tserkvej/

Евангельскими христианами считают межденоминационное движение, возникшее в среде протестантских конфессий и получившее своё название по причине своих убеждений относительно буквального исполнения Евангелия (т.е. учения Иисуса Христа, изложенного в писаниях Нового Завета) [1]. Основными отличиями евангельского религиозного движения является акцент на личном духовном возрождении каждого верующего, миссионерская активность и строгая этическая позиция. Движение рассматривает спасение как свершившийся факт и считает, что оно возможно только через веру в искупительную жертву Иисуса Христа.

Проблема исследования заключается в том, что евангельское религиозное движение поделено на две части. Первая часть придерживается теологии умеренного кальвинизма. Кальвинизмом считают учение о спасении разработанное протестантским реформатором Жаном Кальвином (1509-1564), и изложенное его последователями в пяти пунктах, а именно: полная испорченность человека; безусловное избрание ко спасению; Христос умер только за избранных; благодати невозможно воспротивиться; Святые не могут отпасть от благодати [2].

Вторая группа евангельских христиан привержена традиции арминианского протестантского богословия. Арминианством считают направление в протестантском богословии, утверждающее решающую роль свободы воли в деле спасения. Название связано с именем нидерландского богослова Якоба Арминия (1560-1609), который выступил против кальвинистской идеи предопределения. Основные положения арминианського учения заключаются в следующем: человек испорчен грехом, но в состоянии ответить на Божий призыв; избрание ко спасению имеет условия; Христос умер за всех; благодати возможно воспротивиться; святые могут отпасть от благодати [3].

Известным приверженцем группы евангельских христиан умеренного кальвинизма считают Джона Мак-Артура, который внес большой духовный и литературный вклад в развитие славянских евангельских церквей. По причине противостояний, которые постоянно происходят между теологами умеренного кальвинизма и арминианства в среде евангельских христиан актуальным считаем исследование, посвященное личности Джона Мак-Артура, его учению и религиозным убеждениям.

На сегодняшний день подавляющее число евангельских христиан-баптистов продолжает придерживаться арминианкого богословия, хотя и имеют предубеждение к самому названию. Они предпочитают называть свое учение «библейским» и в своем большинстве верят в возможность утраты спасения. Учение кальвинизма считают допустимым, относятся к нему терпимо, но не разрешают проповедовать это учение в церкви [2].

Следовательно, целью работы является анализ духовного и литературного вклада Джона Мак-Артура и его соратника Алексея Коломийцева в развитие славянских евангельских церквей.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Кратко рассмотреть биографию Джона Мак-Артура и Алексея Коломийцева и особенности знакомства Джона Мак-Артура со славянскими евангельскими церквями;
  2. Рассмотреть в каких сферах христианского служения и вероучения книги Джона Мак-Артура оказали влияние на славянские евангельские церкви;
  3. Описать проблемы в славянских евангельских церквях, возникшие вследствие пристрастия Джона Мак-Артура и Алексея Коломийцева к учению умеренного кальвинизма, и возможные пути решения создавшейся ситуации.

Изложение основных результатов исследования. 

Джон Мак-Артур хорошо известен в современном христианском мире, особенно в среде баптистских церквей. Общеизвестный своим тщательным и откровенным подходом к разъяснению Слова Божьего, он является пастором в пятом поколении. Стоит отметить, что отец его бабушки был пастором на острове Принца Эдуарда на восточном побережье Канады. А его отец, в свою очередь, был пастором в Шотландии.

Сам Джон Мак-Артур родился в 1939 году в Лос-Анжелесе, штат Калифорния. В юношеские годы, когда он был студентом, всерьёз занимался спортом, играл в американский футбол, баскетбол и бейсбол и на будущее имел большие планы. Но в результате травмы, полученной им во время автомобильной катастрофы, юноша оказался прикован к постели. Это обстоятельство побудило его задуматься о вечных ценностях. С этого времени он посвятил свою жизнь духовным вещам и вскоре пошел учиться в библейскую семинарию.

В 1969 году в возрасте 29 лет, после окончания Телботской духовной семинарии, Джон стал пастором во внеконфессиональной церкви «Grace» («Благодать»), где служит и поныне. Под его руководством каждое воскресенье во время двух утренних богослужений заполняется зал на 3500 мест. Мак-Артур получил почетные докторские степени от Телботской духовной семинарии и от Высшей школы «Grace» [4].

В 1985 году Джон Мак-Артур стал президентом колледжа «The Master’s» (бывший баптистский колледж в Лос-Анджелесе, ныне магистратура), аккредитованного четырехлетнего гуманитарного христианского колледжа в Санта-Кларите, штат Калифорния. В 1986 году Джон основал семинарию «The Master’s», которая занимается подготовкой пасторов и миссионеров.

Также Джон Мак-Артур является президентом служения «Grace to You» («Благодать вам»). Основанная в 1969 году, эта некоммерческая организация, производит и распространяет книги Джона, аудио ресурсы, теле- и радиопередачи. Радиопередачи транслируются на английском и испанском языках для стран Северной и Южной Америки, а также Европы. Телепрограммы еженедельно транслируются на территории США, а также доступны в интернете по всему миру. Более 3000 проповедей Джона, охватывающие его почти пятидесятилетнее служение доступны на его веб-сайте. Он написал около 400 книг и учебных пособий, в числе которых присутствует серия комментариев на весь Новый Завет, а его Учебная Библия доступна на девяти языках, в том числе на русском и китайском [1,2,3].

Начиная с 1990 года, Джон Мак-Артур несколько раз посещал страны бывшего Советского Союза, куда его приглашали участвовать в конференциях. Многие его книги и аудио проповеди были переведены на русский язык. Он отметил, что «славянские церкви в большой степени лишены притворства и показухи, и вместе с тем они жаждут познания библейских истин. Поклонение в них отличается простотой и сосредоточенностью на евангелии. Русскоязычные церкви предстали предо мной живыми, растущими и духовно жаждущими. Он уверен, что «от общения со славянскими пасторами я получил больше пользы, чем они от моих наставлений. Я глубоко уважаю Российский Союз ЕХБ и молюсь о том, чтобы его сила и влияние возрастали. Я считаю для себя честью служить руководителям и людям из этого евангельского союза» [5].

Так зародились взаимоотношения между Джоном Мак-Артуром и славянскими церквями. Следует отметить, что в Самаре был открыт филиал семинарии Мак-Артура «The Master’s», который в течение многих лет обучал большое количество проповедников и пасторов для служения в церквях стран бывшего СССР [6].

Самым известным представителем школы Мак-Артура в славянском мире является Алексей Коломийцев, получивший две степени магистра богословия в семинарии «The Master’s» Джона Мак-Артура. Алексей Коломийцев родился и вырос в семье баптистского служителя в городе Шахты Ростовской области (Россия). В 13-летнем возрасте он пережил личное обращение. В свои молодые годы он учился искусству проповеди и развивал музыкальное служение в своей церкви. Позже он выбрал путь пасторского служения в церкви. В 1991 году был рукоположен на служение в новой церкви города Новороссийск.

С 2002 года он служит пастором церкви «Слово Благодати» город Бэтл Граунд, штат Вашингтон (США). Также он является руководителем служения, которое готовит библейских работников и распространяет евангельские проповеди разными путями, особенно через интернет. Его служение оказывает влияние на евангельские славянские церкви в США, также его видео проповеди в интернете имеют популярность среди евангельских христиан в странах бывшего СССР. Кроме двух магистерских степеней, Алексей Коломийцев также является бакалавром Юго-Восточного Библейского колледжа города Бирмингем, штат Алабама (США) [7,8]. 

Относительно того, какое влияние на него оказал Джон Мак-Артур, пастор Алексей говорит: «Джон Мак-Артур действительно был одним из служителей, которые повлияли на мое развитие. Я встретился с ним, во время моей учебы в Юго-Восточном Библейском колледже… Встреча с Джоном Мак-Артуром открыла мне новую перспективу на две ключевые истины, роль которых чрезвычайно важна в служении Богу. Эти истины – абсолютная авторитетность и сила Писания, а также центральное место церкви в служении. Понимание этих истин и определило в огромной степени мою дальнейшую жизнь и служение. Это привело меня в «Master’s Seminary», где я посвятил несколько лет тому, чтобы научиться серьезному исследованию текста Писания, и экспозиционной проповеди» [9].

Сейчас обратим внимание, на какие аспекты учения и служения славянских церквей повлияло служение Джона Мак-Артура и его последователей. Вначале рассмотрим метод проповеди слова Божьего, который Алексей Коломийцев назвал экспозиционной, разъяснительной проповедью. В 2001 году была издана книга Джона Мак-Артура на русском языке под названием «Возвращение к разъяснительной проповеди» [10]. Эта книга учит и побуждает церковных служителей провозглашать качественные библейские проповеди. Она рассказывает, как извлекать тему проповеди собственно из самого библейского отрывка, а не привносить её извне; как проповедовать Слово Божье неискаженным человеческими идеями; как воспитать в себе библейский образ мышления. Книга Джона Мак-Артура учит как проповедовать Библию, а не проповедовать о Библии. Это занятие требует многих усилий, но щедро вознаграждается.

Еще одна книга Джона Мак-Артура «Харизматики», изданная на русском языке в 1991 году, стала для многих евангельских христиан своего рода «прививкой» от стремительно развивающегося в то время харизматического движения с его сверхъестественными проявлениями. Автор утверждает, что «харизматическое движение предлагает Богу неприемлемое и искаженное поклонение» [11]. Автор показывает, что оно отвергает принцип «Sola Scriptura» (Только Писание), так как воспитывает своих последователей полагаться более не на Библию, а на собственные переживания и чувства. Он рассматривает «чудеса исцеления», проявляемые сегодня в харизматическом движении, и анализирует эти явления в свете Слова Божьего. Исследует, что означает библейское понятие «крещение Духом» и сравнивает его с сегодняшними проявлениями. То же самое автор делает с феноменом «дара языков», рассматривая его с библейской точки зрения.

Автор исследует вопрос: «Чем является этот дар: «небесным языком» или обыкновенными человеческими наречиями?». В конце своей книги он побуждает представителей харизматического движения задать себе откровенный вопрос: «главным ли для меня является Священное Писание – живое Божье Слово, или же радостные возбуждения, личные чувства и переживания?» Недопустимо пренебрегать Священным Писанием в поисках «чего-то большего». А если подобное имеет место, то в таком случае «что-то большее приведет к чему-то меньшему». [12, с. 192]

Джон Мак-Артур является сторонником креационизма и молодого возраста Земли. В своем аудио семинаре «Эволюция или сотворение» он приводит аргументы в пользу своей позиции. Будучи богословом, а не ученым, он ссылается на компетентные источники в сферах биологии, палеонтологии и других научных областей, когда в семинаре дело касается сугубо научных вопросов. В своей книге «Битва за начало» он утверждает: «Такова суть библейского рассказа о сотворении: Бог создал всю Вселенную с ее безграничными чудесами из ничего и довел ее до предельного совершенства за шесть дней. Временные рамки сотворения в Библии  не  случайны и не символичны. Бог все сотворил за одну неделю, а не за шесть долгих геологических эпох» [13, с. 218]. Следовательно, эта грань служения Джона Мак-Артура помогает евангельским христианам противостоять теории эволюции и её более изощренной версии – теистической эволюции.

Также Джон Мак-Артур выступает за защиту диспенсационализма как единственно-правильного подхода к толкованию Библии. Диспенсационализм – это фундаментально правильная система понимания Божьего замысла для всей истории человечества. Ее главный элемент состоит в признании того, что Божий замысел для Израиля не заменен и не поглощен в Его программе для Церкви.  Израиль и Церковь – это отдельные организмы, и Бог восстановит Израиль как государство под земным правлением Иисуса как Мессии» [14, с. 22].

Учение, которого придерживается Джон, укрепило евангельских христиан стран бывшего Советского Союза в этом подходе к толкованию Священного Писания. Тем не менее, Мак-Артур предостерегает от крайностей диспенсационализма, когда некоторые проводят разграничение между такими взаимодополняющими понятиями как: спасение и ученичество, Церковь и Царствие, проповедь Христа и слово апостолов, вера и покаяние, век закона и время благодати, Евангелие Царства и Евангелие благодати Божьей [14, с. 23, 97].

Но особенно большое и неоднозначное влияние на славянские церкви оказала приверженность Джона Мак-Артура к умеренному кальвинизму, а именно к учению о предопределении и невозможности отпадения верующих от спасения. Мак-Артур утверждает: «Я уверен в Библейской истине, что спасение дается навеки. Современные христиане называют это учением о вечном спасении… те, чья вера истинна, никогда полностью не отойдут от Христа. Они устоят в благодати до конца. Даже если они и упадут в тяжелый грех или какое-то время будут в грехе, они никогда полностью не оставят веры» [14, с. 106-107].

«Поэтому спасение не может исчезнуть между оправданием и прославлением. Следовательно, не существует оправдания без прославления… Оправдание – это начало спасения, а прославление – его завершение. Раз начав его, Бог не будет его останавливать, и никакая сила во вселенной не способна сделать это»; «я глубоко убежден, что несмотря на противоречивые заявления многих нынешних христиан, Св. Писание ясно учит, что каждый, кто действительно спасен, спасен навсегда. Мы никогда не подвергнемся опасности потерять духовную жизнь, данную нам Богом через Иисуса Христа.»; «Верующие были предопределены, как был предопределен Христос. Это означает не простое предузнанные, но предопределенное решение Бога… Бог обладает предопределенной Божественной любовью к тем, кого Он замыслил спасти» [15].

В Украине бывший глава Всеукраинского Союза Объединений Евангельских христиан-баптистов (ЕХБ), а ныне президент Украинского Библейского Общества, Григорий Комендант, неоднократно присутствовавший в конференциях проводимых Джоном Мак-Артуром, является примером увлечения умеренным кальвинизмом в высшем руководстве ЕХБ. При его содействии в данное время несколько украинских богословских учреждений ЕХБ «оказались под сильным влиянием умеренного кальвинизма Джона Мак-Артура» [16]. 

Строит подчеркнуть, что в 2013 году в городе Ровно была открыта Школа Библейской Проповеди, которая является филиалом Библейского Института «Слово благодати», функционирующего на базе церкви «Слово благодати» где пастором является Алексей Коломийцев [17]. В анкете абитуриента есть вопрос: «Согласны ли Вы с «Исповеданием веры христиан баптистов» под редакцией Н.В. Одинцова от 1928 г.?» [18] Исповедание Одинцова – это переработанная версия Гамбургского вероисповедания, созданного немецкими баптистами в 1837 году [19]. Также необходимо отметить, что исследователи истории церкви ЕХБ утверждают, что в среде славянских баптистов XIX – начала XX вв. преобладала точка зрения на спасение близкая к арминианству, благодаря влиянию православно-молоканской среды, которая признавала значимость воли человека в плане спасения [20].

В исповедании Одинцова говорится: «Мы веруем, что… те лица из погибшего рода человеческого, которым в течение времени действительно должно быть усвоено искупление, избраны также Отцом… Этим лицам дарована жизнь вечная во Христе Иисусе… Такое определение Божие неизменно и утверждено на веки, так что те, которых оно касается, избранные, не могут быть похищены из рук Христовых, но силою Божией соблюдаются в вере и любви ко Христу, пока не сделаются сонаследниками Его славы» [21]. Мы видим, что в этом исповедании есть элементы кальвинизма о неизменном Божьем определении ко спасению для избранных и невозможности их отпадения. В результате в Украине возник ряд баптистских церквей, склоняющихся к кальвинистскому взгляду на спасение.

В свою очередь в России служение выпускников самарского филиала семинарии «The Master’s», чаще было примером споров и разделений чем созидания, особенно через популяризацию кальвинизма [6]. Кальвинистское учение Мак-Артура даже становилось причиной раскола церквей по местам. В России это разделение было характерно среди церквей ЕХБ в Сибири и Зауралья, Кубани и Поволжья [22, с. 62]. 

Вследствие противостояний, которые начали происходить и временами приобретали ожесточенный характер, была предпринята попытка успокоить всех путем компромисса: «правы и те, и другие». Но такой подход не мог бы решить суть проблемы. Подавляющее число евангельских христиан-баптистов продолжает придерживаться арминианкого богословия, хотя и имеют предубеждение к самому названию. Они предпочитают называть свое учение «библейским» и в своем большинстве верят в возможность утраты спасения. Учение кальвинизма считают допустимым, относятся к нему терпимо, но не разрешают проповедовать это учение в церкви [22, с. 63].

Алексей Коломийцев делал попытки диалога со служителями Северо-Западного объединения США ЕХБ. Их встреча состоялась 29 мая 2010 года. Главным вопросом являлось отношение Коломийцева к учению Жана Кальвина. Пастор Алексей и другие служители церкви «Слово благодати» признали, что согласны с кальвинизмом по крайней мере в трех его пунктах: полная испорченность человека, безусловное избрание и невозможность потери спасения. 

Служители Северо-Западного объединения США ЕХБ считают, что через публикации, проповеди и конференции, организуемые в церкви Алексея Коломийцева, он своим кальвинистским учением сеет разделение в евангельском братстве. Новообразованные группы постепенно выделяются из поместных церквей и образуют собственные общины. Посему было принято решение: «Церквам объединения не рекомендуется участвовать в мероприятиях, проводимых церковью «Слово благодати», а также приглашать служителей данной церкви для участия в мероприятиях, проводимых в церквах объединения» [23].

Обратим внимание на еще одно событие: 11 августа 2013 года в Калифорнии проходил форум «Позиция» по вопросу предопределения и свободной воли. Модератором форума был пастор церкви «Дом Хлеба» Алексанр Шевченко, а одним из участников – Алексей Коломийцев. Алексей основательно, в доступной форме представил свою позицию. Прямая трансляция этого форума была доступна в интернете как для церквей бывшего СССР, так и для славянских церквей США. Обращая внимание на комментарии, оставленные под видео, видно, что многим понравились тактичность и достойное поведение Алексея Коломийцева и его глубокое знание Слова Божьего [24].

В заключение нашего исследования приведем слова председателя Северо-Западного объединения США ЕХБ Юрия Сипко об отношении славянских евангельских церквей к служению Джона Мак-Артура и Алексея Коломийцева. Они говорят следующее: «церкви, где пасторами трудятся, Алексей Коломийцев и Джон Мак-Артур имеют кальвинистское направление, следовательно, мы не разделяем их взглядов, и понятий…, но в то же самое время в них и их служении есть много полезного» [23].

Выводы и перспективы дальнейших исследований. 

В результате исследования биографии Джона Мак-Артуру установлено, что он является человеком, посвященным исследованию Библии и работе своей миссии, готовому расширять горизонты своего служения. Его привязанность к славянским евангельским церквям обусловлена их искренностью и духовной жаждой, которые можно редко встретить в англоязычных евангельских церквях. Биография Алексея Коломийцева свидетельствует о его посвященности и общности взглядов с Джоном Мак-Артуром относительно приверженности Писанию, и также служению церкви и миру.

Книги Мак-Артура, переведенные на русский язык стали хорошим подспорьем для славянских евангельских церквей, которые помогли им сохранить твердый евангельский фундаментализм не уклоняясь в харизматию и либеральное христианство.

Пристрастие данных служителей к умеренному кальвинизму, создало конфликт в евангельских общинах, часто приводящий их к разделению. Попытки примирить враждующие стороны имеют небольшой успех, а прямой диалог служителей славянских евангельских церквей с Алексеем Коломийцевым по вопросу кальвинизма не стал продуктивным.

Дальнейшие исследования вклада Джона Мак-Артура в развитие славянских церквей позволяет глубже изучить не только теологический вклад в становление созданных им церквей и семинарий, но и общественное их влияние за пределами церковных учреждений. 

Библиографический список

  1. John MacArthur’s Life Testimony [Электронный ресурс] – Режим доступу до ресурсу: https://www.gty.org/library/sermons-library/80-33/John-MacArthurs-Life-Testimony.
  2. Джон Мак-Артур. Биография [Электронный ресурс] – Режим доступу до ресурсу: https://tpor.ru/avtory/dzhon-makartur.
  3. John MacArthur [Электронный ресурс] – Режим доступу до ресурсу: https://www.gty.org/about/john
  4. List of Books by John F. MacArthur [Электронный ресурс] – Режим доступу до ресурсу: http://www.paperbackswap.com/John-F-Macarthur/author/.
  5. Рягузов В. Джон Макартур: «Русскоязычные церкви предстали предо мной живыми, растущими и духовно жаждущими» [Электронный ресурс] / Виктор Рягузов – Режим доступу до ресурсу: http://www.gazetaprotestant.ru/2009/11/dzhon-makartur-russkoyazychnye-cerkvi-predstali-predo-mnoy-zhivymi-rastuschimi-i-duhovno-zhazhduschimi/.
  6. Кравцев А. Христиане и «неспасенные»: два взгляда на людей из церкви [Электронный ресурс] / А. Кравцев. – 2016. – Режим доступу до ресурсу: https://baptist.org.ru/read/article/1382403.
  7. Алексей Коломийцев Биография [Электронный ресурс] – Режим доступу до ресурсу: http://encyclopedia.christian.by/propovedniki/20-aleksej-kolomijcev-biografiya.html.
  8. Гололоб Г. Кальвинистко-арминианское противостояние продолжается [Электронный ресурс] / Г. Гололоб – Режим доступу до ресурсу: http://www.rusbaptist.stunda.org/dop/kolomiycev.htm.
  9. Чуждый огонь в служении Джона Мак-Артура [Электронный ресурс] – Режим доступу до ресурсу: https://baptistrevive.livejournal.com/13707.html.
  10. Мак-Артур Д. Возвращение к разъяснительной проповеди / Джон Мак-Артур. – СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2001. – 364 с.
  11. Пастор из США назвал харизматическое движение разрушительным [Электронный ресурс] – Режим доступу до ресурсу: http://www.invictory.com/news/story-45772.html.
  12. Мак-Артур Д. Харизматики / Джон Мак-Артур. – М.: Компас, 1991. – 199 с.
  13. Мак-Артур Д. Битва за начало / Джон Мак-Артур. – СПб.: Христианское общество «Библия для всех», 2004. – 272 с.
  14. Мак-Артур Д. Благовествование Христово / Джон Мак-Артур. – Киев: Международная миссия «Send International», 1996. – 313 с.
  15. Мак-Артур Д. Толкование Послания к Римлянам [Электронный ресурс] / Джон Мак-Артур – Режим доступу до ресурсу: http://www.church.kiev.ua/Librery/htm/interpretation/00207.htm.
  16. Гололоб Г. История отечественного арминианства [Электронный ресурс] / Г. Гололоб. – 2010. – Режим доступу до ресурсу: https://arminiantheology.wordpress.com/2010/08/26/ioa/.
  17. Школа Библейской Проповеди (г. Ровно, Украина) [Электронный ресурс] – Режим доступу до ресурсу: https://www.slovo.org/ru/sluzheniya/-g-rovno-ukraina.
  18. Новый набор в ШБП [Электронной ресурс] – Режим доступу до ресурсу: https://www.slovo.org/ru/sluzheniya/bibleyskiy-institut.
  19. Гололоб Г. История отечественного арминианства [Электронный ресурс] / Геннадий Гололоб. – 2010. – Режим доступу до ресурсу: https://arminiantheology.wordpress.com/2010/08/26/ioa/.
  20. Прохоров К. Почему отечественные баптисты – не арминиане и не кальвинисты [Электронный ресурс] / Константин Прохоров. – 2011. – Режим доступу до ресурсу: http://pastoronline.org.ua/index.php.option.com.
  21. Вероисповедание Одинцова [Электронный ресурс] – Режим доступу до ресурсу: https://slavicbaptists.com/2012/02/10/verouchenie1928/.
  22. Санников С. (председатель), Романюк И., Гололоб Г. Пути славянского богословия арминианской традиции. Материалы конференции. – Львов, 2009. – 204 с.
  23. Анализ встречи с советом церкви «Слово благодати» [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступу до ресурсу: http://www.christianmegapolis.com.
  24. Алексей Коломийцев о прошедшем форуме «Позиция» по вопросу предопределения [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступу до ресурсу: http://www.christianmegapolis.com.