Шестая глава Евангелия от Иоанна глазами ее автора
Джонатан Уильямс
Источник: www.WGSministries.org – PO Box 90047 – San Antonio, TX 78209 – USA
Публикуется с разрешения автора: info@WGSministries.org – 210.717.6617
Все цитируемые места Писания взяты из Русского Синодального перевода Библии и сверены с содержанием Новой Американской Стандартной Библии (New American Standard Bible); различия оговорены отдельно.
Перевод с англ. и богословские примечания: Геннадий Гололоб
ОГЛАВЛЕНИЕ:
От автора
Вступление
Ин. 3:9-15 — Иисус упрекает Никодима
Ин. 5:16-47 — Исцеление хромого человека
Ин. 7:14-28 — Иисус на празднике Кущей
Ин. 8:12-29 — Иисус — Свет мира
Ин. 8:31-59 — Кто такие истинные сыны Авраама?
Ин. 6:35-45 – Иисус — Хлеб жизни
Заключение
От автора
Эта статья представляет собой набросок части главы моей будущей книги «Суверенная история», в которой будут рассмотрены кальвинистско-арминианские дебаты с точки зрения библейского повествования о Царстве Божьем. Я утверждаю, что обе стороны упустили важные моменты в данной дискуссии, потому что не рассматривали Писание в его повествовательной структуре. Эта статья сфокусирована на споре между Иисусом и фарисеями и обращает внимание на то, как Иоанн представляет в них Иисуса. Используя контекст, она ставит под сомнение дебаты о непреодолимой благодати, которые пропагандируются в текстах Ин. 6:44-45 и 12:32, и пытается дать объяснение, которое было более привычным в богословской среде первого века, чем в среде, созданной богословами в 16-17 вв.
Для дальнейшего чтения по этой теме, пожалуйста, обратитесь к моей работе «Рим. 9 и история, рассказанная Павлом» или свяжитесь с министерствами WGS, чтобы заказать эту книгу.
Вступление
Текст Ин. 6:44-45 является одним из ключевых мест в кальвинистско-арминианской дискуссии прошлых веков и нашего времени. В этих стихах Иисус сказал: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (в английском тексте Библии слово «привлечет» передано словом «приведет», — прим. перевод.).
Эти стихи являются краеугольным отрывком для подтверждения четвертого пункта кальвинистской системы, получившей название «тюльпан» (это название происходит от определенного порядка следования начальных букв пяти основных вероисповедных пунктов кальвинизма – TULIP, — прим перевод.) – о непреодолимой благодати. В двух словах данный аргумент состоит из следующей мысли: «Из-за нашей полной порочности и смерти в грехах, которые делают нас совершенно неспособными ответить на евангельскую весть и прийти ко Христу, Богу необходимо сначала возродить некоторых людей, а затем неотразимо привлечь их Своей благодатью. Те, которых Он привлекает к Себе, были отмечены исключительно суверенным избранием Бога, которое Он суверенным образом осуществил еще до основания мира». Таким образом, мы имеем в этом рассуждении три из пяти лепестков кальвинистского «тюльпана»: полная порочность, безусловное избрание и непреодолимая благодать. Они деликатно смыкаются друг с другом, словно лепестки этого цветка.
Это рассуждение было убедительным со времен Реформации для множества людей и продолжает оказывать огромное влияние до настоящего времени, даже на популярном уровне, о чем свидетельствует следующее фото! (на футболке написано: «Иисус был кальвинистом – Ин. 6:44», — прим. перевод.).
Лагерь арминиан обычно отвечает обращением к тексту 12:32 (хотя я не видел футболок с такой комплектацией!): «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». «Видите, — отвечает арминианин. — В тексте 6:44 действительно говорится о том, что никто не может прийти ко Христу, если Отец не привлечет его, потому что все люди находятся в рабстве из-за своих грехов. Мы согласны с этим, но когда мы добавляем к этому рассуждению еще и текст 12:32, то мы видим, что Бог привлекает к Себе не только некоторых. Он привлекает к Себе всех людей и дает каждому возможность поверить».
Кальвинист отвечает: «Но вы не должны забывать также и о тексте 6:45, в котором говорится, что ВСЕ будут научены Богом. КАЖДЫЙ, кто слышал и учился у Отца, приходит к Иисусу. Хотя и верно, что Бог в какой-то мере привлекает к Себе всех людей, как ясно сказано в тексте 12:32, это должен быть внешний призыв к каждому человеку, в то время как текст 6:44 говорит о внутреннем призыве, который является неотразимым и эффективным посредством Божьей суверенной благодати. В противном случае остается признать истинность универсализма, потому что текст 6:45 говорит о том, что каждый, кто испытывает влечение, описанное в тексте 6:44, действительно приходит к Иисусу. Поскольку не все приходят к Иисусу, «влечение» текста 6:44 должно отличаться от «влечения» текста 12:32». Затем дискуссия переходит к другим стихам и вопросам.
(Впрочем, арминиане отвечают на постановку им на вид текста 6:45 следующим образом: «Да, этот текст говорит о том, что под «всеми» мы можем понимать также и «верующих» людей, но сама их вера здесь объясняется не действием принудительной благодати Бога или предвечного решения Бога, а их собственной реакцией на «научение» Богом, осуществляемое через пророческие писания. Это значит, что избранными к спасению Богом людьми являются лишь те, кто откликнется собственной верой на Божий призыв (ст. 46). О том, что этого призыва не лишен никто из людей, говорят слова «у пророков написано: и будут все научены Богом», которые означают проповедь вести спасения всем народам мира (Быт. 18:18; 22:18; 26:4; Втор. 28:10; Нав. 4:24; Ис. 45:22; 55:1-7), — прим. перевод.).
В этой статье я хотел бы исследовать текст Ин. 6:44-45. При этом я предполагаю, что обе стороны упустили суть рассуждений евангелиста Иоанна – не ту «суть», как если бы этот текст говорил о четвертом пункте кальвинистского «тюльпана». Они пропустили одну из главных тем Иоанна и, пропустив ее, интерпретировали эти стихи с точки зрения теологических систем, разработанных через долгое время после того, как Иоанн написал свое Евангелие, вместо того, чтобы интерпретировать их в богословской среде Иоанна, жившего в I-м века. Они навязали дебаты XVI-XVII веков тексту первого века, посвященному чему-то иному, чем думали они.
Я хотел бы объяснить, что это — «нечто иное». О чем писал Иоанн? Что произошло во время жизни Иисуса, из-за чего Он сделал Свое заявление, содержащееся в тексте 6:44-45? Сделал ли Иисус «кальвинистское заявление», как анахронично заявляет футболка? Или же Он находился в напряженной ситуации, в которой Он оказывался часто из-за давления со стороны религиозного истеблишмента и ложных ожиданий толпы, когда заявлял, что является истинным представителем и исполнителем плана осуществления Божьего Царства для Израиля и мира? Мы можем задать этот вопрос по-другому: «Кто говорит и действует в интересах Бога Израиля?»
Вот мое предложение. Я не верю в то, что Иисус делал заявление, имевшее много общего с так называемой «доктриной благодати». Я не верю, что этот стих говорит о том, что мы сейчас называем «непреодолимой благодатью». Вместо этого я верю в то, что Иоанн идентифицировал тех, кто в Израиле уже принадлежал Отцу. Причем он объяснял это не каким-то предвечным Божественным указом, а тем, что они были верны завету, который Бог заключил с Израилем. Они поняли писания Моисея. У них было сердце Авраама. Они не склонялись к восхвалению людей, но искали только похвалу от Бога. У них в сердце был Бог, и они были остатком, предсказанным пророками. Они уже вступили с Богом в завет и жили как верные Его партнеры по этому завету. Поскольку они уже принадлежали Богу, Отец отдал их Иисусу (6:37) или привлек их к Нему (6:44).
Если люди не приходили к Иисусу, это служило доказательством того, что раньше у них не было личных отношений с Богом Израиля. (Сказанное не означает того, что Бог сокрыл от них Свой спасительный призыв, а свидетельствует лишь о том, что они не имели в своем сердце Бога-Отца, а потому не могли принять в него также и Его Сына, Иисуса Христа, — прим. перевод.).
Это — правильное толкование данных стихов, или это — идея, импортированная в текст без какого-либо права. Это – эйзегетика или экзегетика (эйзегетика – привнесение смысла в текст извне, а экзегетика – извлечение смысла из самого текста, — прим. перевод.)? То, что я сейчас я сделаю, так это рассмотрю несколько отрывков, которые обеспечивают понимание полемического фона между Иисусом и людьми Его времени, как лидерами, так и простыми людьми. Это, как я полагаю, прояснит контекст и создаст основу, в которой текст 6:44-45 найдет себе более естественное толкование.
Я прошу всех, кто читает эту статью, сделать это терпеливо и позволяя выявить фокус каждого раздела. Таким путем будет установлен контекст Иоанна для изучаемого нами отрывка 6:44-45. Сначала мы обратимся к краткому комментарию, который Иисус сделал раввину по имени Никодим. В этом и последующих текстах слова, выделенные жирным шрифтом, означают подзаголовки в моем объяснении.
Ин. 3:9-15 — Иисус упрекает «учителя» Никодима
«Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном? Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:9-15).
В своем знаменитом разговоре с Никодимом, где Иисус говорил о духовном рождении и о работе Духа Божьего, Никодим открыл свою неспособность понять то, что говорил ему Иисус. «Как это может быть?» — спросил он. Ответ Иисуса был мягким обличением и показателем духовной температуры всего Израиля времени Его прихода. Он пришел  тогда, когда температура изучения Закона Божьего была повышена до лихорадочного уровня, но в то же самое время температура любви лидеров Израиля к Богу была гипотермической, потому что они упустили смысл Писания. Никодим был ученым человеком, который явил некоторые из этих симптомов. Иисус, скорее всего, скептическим тоном, но, возможно, также с любящей улыбкой, спросил его: «Ты — учитель Израиля?» Другими словами: «Ты — один из ведущих раввинов своего народа, и не понимаешь этой простой истины!» Хотя Никодим имел ученый статус и большой авторитет в Израиле, он не мог понять, что говорил Иисус.
Таким образом, в начале Евангелия от Иоанна мы обнаруживаем первый намек на вызов, с которым в дальнейшем столкнется Иисус. Руководство нации упустило сердцевину и смысл Слова Божьего. Как пастыри Израиля, он должны были первыми понять, что Иисус делал и чему учил. Но так как они не вникли в суть своего Писания, они также неправильно поняли и Иисуса, обиделись на Него и не пришли к Нему.
(К сказанному автором можно добавить следующее: несмотря на то, что Никодим не понимал определенной темы в словах Иисуса, нельзя сказать того, что он не понимал вообще ничего из духовной сферы, поскольку он говорит следующее: «Равви! Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (ст. 2). Это слова противоречат мнению кальвинистов о том, что невозрожденный человек не может знать о Боге ничего истинного. Невозможно также предположить, чтобы Иисус развернул столь глубокую и содержательную тему, зная наперед неспособность Никодима все это понять, хотя бы частичным образом.
Далее Иисус говорит, что «люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (ст. 19), а не потому что Бог лишил кого-либо из них Своей истины или благодати. А слова «поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (ст. 21) совершенно игнорируются кальвиниствами. Но они свидетельствуют о существовании некоторого баланса между непринявшими и принявшими свидетельство Божье, о чем также говорит и следующий текст: «Что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его. Принявший Его свидетельство сим запечатлел (в переводе Иоанна Кассиана: «печатью своею заверил»), что Бог истинен» (ст. 32-33). Очевидно, что слово «никто» здесь имеет лишь преимущественное или преобладающее значение, а не абсолютное (см. обратный литературный прием со словом «многие» в Рим. 5 и других местах Нового Завета).
Последующая глава (Ин. 4) также свидетельствует нам о том, что, в отличие от религиозных лидеров Израиля и их пособников, иудеев, в Мессию могли поверить и приняли Его даже такие нечестивые люди, как самаряне (ст. 39-42) и галилеяне (ст. 45), а самарянская женщина могла сожалеть о своих грехах (ср. ст. 29), доверить Иисусу тайные мечты своего сердца (ст. 17) и даже признать Его вначале пророком (ст. 19), а потом и Мессией (ст. 29, 42). Разумеется, все эти люди могли сделать это, лишь благодаря универсальному действию т.н. «предварительной» благодати (Ин. 1:9; Деян. 17:27; Рим. 2:4), непринудительного влияния которого избежать кому-либо можно только по его собственной вине. Наконец, о духовном голоде, присущем каждому грешнику, свидетельствует следующие замечательные слова Христа: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13-14; ср. Ин. 6:35), — прим. перевод.).
Этот небольшой шум от конфликта, представленного в третьей главе Евангелия от Иоанна, разразился сильным землетрясением в пятой главе этого Евангелия.
Ин. 5:16-47 — Исцеление хромого человека
Позвольте мне определить контекст этого длинного обмена мнениями или беседы. В отрывке 5:1-15 идет речь об исцелении — в субботу — человека, который был парализован в течение 38 лет. О, если бы только Иисус сделал это в какой-либо другой день! Но Он решил сделать это в субботу, тем самым нарушив субботнюю традицию, которую установили иудейские старейшины, чтобы сделать субботу актуальной для своего времени. Но они зашли слишком далеко в своих заявлениях и упустили сам смысл субботы. Да, это было время для отдыха и поклонения — не для работы, но также и для того, чтобы помнить и праздновать освобождение Богом Своего народа от египтского ига.
«Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой»;
«и помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор. 5:12, 15).
Если суббота была учреждена в качестве дня воспоминания их великого освобождения из Египта, тогда какой еще день недели может быть лучше того, в который Бог избавляет от бремени тяжелой болезни человека! Но религиозные лидеры не рассматривали этот вопрос таким образом. Все, что они могли видеть, было нарушением Закона. Это определило фон горячего обмена мнениями между ними и Иисусом. Теперь мы читаем этот обмен в Евангелии от Иоанна 5:16-47. Опять же, несколько фраз я выделю жирным шрифтом, потому что я желаю остановиться на них в своем объяснении.
«И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю.
И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу.
На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.
Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь.
Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.
Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.
Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне.
Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись. Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его.
Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня.
И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал.
Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь. Не принимаю славы от человеков, но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете.
Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин. 5:16-47).
Иисус сказал: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Этим утверждением Иисус создал дополнительную проблему. В их глазах Он не только нарушал субботу, но и утверждал, что имеет особые отношения с Богом, которые ставят его на один уровень с Богом.
И здесь мы должны быть очень осторожны. В нашей преданности великой истине о Божественности Христа мы не должны ограничиваться только данным пониманием этого отрывка. Если все, что мы здесь видим, — это лишь претензия на Божественность, то мы упускаем суть рассуждений Иисуса. Что же здесь было главной мыслью?
Иисус утверждал, что Его действие по исцелению хромого человека было делом Божьим, совершаемым в субботу. Только Бог имел право делать все, что Он хотел сделать в субботу. Никто не станет спорить с Иисусом по этому вопросу. Но, сказав: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю», Он заявил, что был истинным толкователем законов о субботе, т.е. арбитром того, что могло и не могло быть сделано в этот святой день, и уполномоченным исполнителем Божьей освобождающей работы в мире. Именно Он — не фарисеи и саддукеи.
В дальнейшем Иисус перечислил несколько способов, которыми Он осуществлял Свои полномочия агента новой Божьей работы в Израиле и мире:

  • 5:19-20 — Иисус делает только то, что, по Его мнению, делает Бог Израиля. Он ничего не делает самостоятельно. Он действует только так, как Бог требует от Него действовать. Он — Тот, Кто получает особое откровение от Бога, получит еще больше откровений и сделает больше дел, которые заставят их удивляться. Он называет Бога Своим Отцом и говорит, что Отец любит Его глубоко (любовью «филео»), тем самым претендуя на уникальные отношения с Ним.
    • 5:21, 25-29 — Бог воскрешает мертвых — и Иисус воскрешает мертвых.
    • 5:22 — Отец, как судья всего, делегировал этот суд Иисусу.
    • 5:23 — Новый критерий почитания Бога Израиля заключается в почитании Иисуса.
    • 5:24 — Вечная жизнь происходит от двойного отклика человека: слышать слова Иисуса и верить в Отца.
  • Иисус повторяет в тексте 5:30 то, что Он сказал в тексте 5:19-20. Он ничего не делает по собственной инициативе. Он действует только в соответствии с тем, что делает Бог. Таким образом, исцеление хромого человека было не нарушением субботы, а делом Божественного освобождения, т.е. события, подчеркивающего освобождающее значение субботы, точно так же, как суббота была призвана напоминать евреям об их Исходе из Египта.
    Но на этом Иисус не окончил Свою речь. Поскольку Закон требовал подтверждения со стороны двух или трех свидетелей, Иисус выполнил это правило, предоставив трех свидетелей для подтверждения Своих требований: свидетельство Иоанна Крестителя (ст. 33-35), дела освобождения, которые совершал Иисус (ст. 36), и голос Отца (ст. 37а).
    Затем Иисус усилил дискуссию следующими утверждениями:
    • 37b — Они никогда не видели и не слышали Бога.
    • 38-44. Они, множество из которых помнили Ветхий Завет наизусть, не имели в себе Его Слова. Это похоже на Его разговор с Никодимом в главе 3, когда Он сказал: «Ты — учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» Доказательством того, что они не поняли Божьего Слова, было то, что они не пришли к Иисусу в благодарности, почитании, смирении и вере.
    • 45-47 — Моисей был их не учителем, а судьей. Их неспособность понять значение того, что сделал Иисус в тот день, доказала то, что ранее они не могли понять слов Моисея.

(В тексте 5:37 слово «никогда» мы должны понимать не в значении скрывания Богом от кого-либо из людей Своей истины или благодати, а в значении отсутствия результатов от приложенных Им усилий по их спасению (ср. Мф. 23:37; Деян. 13:45-46; Евр. 6:7-8). В этом же смысле мы должны понимать и фразу Иисуса «Я никогда не знал вас» из текста Мф. 7:23, — прим. перевод.).
Эти слова Иисуса были удивительными. Это — преуменьшение, но у меня нет слов, чтобы правильно подчеркнуть их радикальный характер. Он сказал духовным лидерам народа Божьего, что они никогда не видели и не слышали Бога. Он сказал богословам того времени, что они полностью упустили значение Ветхого Завета. Он сказал тем, кто верил и был тщательным приверженцем законам Моисея, что они полностью упустили значение слов Моисея.
Но мы должны сделать больше, чем признать радикальный характер заявлений Иисуса. Если мы увидим только это, то упустим важный момент, который представляет Иоанн. Мы должны изучить логику того, что он говорил. Два ключевых утверждения в этом разделе будут иметь отношение к толкованию шестой главы Евангелия от Иоанна. Первое из них содержится в стихе 38, который предлагает нам основную причину того, почему эти правители не верили в Иисуса.

Коренная причина «не имеете слова Его пребывающего в вас» 38а
Результат «вы не веруете Тому, Которого Он послал» 38б

Другими словами, неправильная реакция иудейских лидеров на Иисуса была доказательством того, что их кропотливое изучение Слова Божьего не принесло надлежащих плодов, потому что оно не привело к таким отношениям с Богом, которые должны были быть у них как у лидеров Божьего народа (Иисус истинно пророчески говорит с людьми, как один из древних пророков. Я почти слышу слова пророка Исаии 1:3: «Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет»). Их гордость и стремление к получению славы от людей ослепили их глаза и ожесточили их сердца к действия Бога в этом мире. Таким образом, когда Бог начал заново работать в Израиле через Мессию-Иисуса, лидеры Божьего народа не были духовно подготовлены и не могли заметить того, что Бог действует через Него.
Второе ключевое утверждение — слова Иисуса о Моисее (ст. 46-47). Обратите внимание на причинно-следственную связь в следующих утверждениях:

Причина Следствие
46 – «Ибо если бы вы верили Моисею» «то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне»
47 – «Если же его писаниям не верите» «как поверите Моим словам?»

В этих стихах есть та же логическая последовательность, что и в стихе 38. Из-за того, что они не смогли понять истинного намерения Моисея, они не смогли поверить в Иисуса. Если бы они поняли суть того, что говорил Моисей, они пришли бы к Иисусу, потому что они бы узнали, что Иисус говорил в том же духе и ходил теми же путями, что и Моисей. Но они не пришли к Иисусу, Который показал, что у них, учителей закона Моисея, не было «отношений» с Моисеем. Опять же, как и Никодим в третьей главе Евангелия от Иоанна, они были «учителями Израиля», но не понимали этого.
В заключение к этому эпизоду у евангелиста Иоанна мы находим такую тему — Иисус находится в согласии с Богом Ветхого Завета и с основным представителем Ветхого Завета, Моисеем. А лидеры Израильского народа — нет. Они не знают Бога. Они не знают Его слова, они не представляют Моисея. Они должны были знать закон. Они должны были знать Слово. Они должны были быть представителями Моисея, но их тщеславие, т.е. поиск славы у людей, их гордость, эгоизм и другие грехи ослепили их. А доказательством этого было то, что когда пришел верховный представитель Бога, когда пришел Тот, Кто был в центре внимания Ветхий Завет, когда пришел истинный преемник Моисея — они не узнали Его. Вместе с Иисусом мы утверждаем, что в этот момент своего духовного пути и ответственности лидеры Израиля не могли видеть или слышать Бога (5:37). Они ушли в неправильном направлении слишком далеко, чтобы Бог мог указать им на Своего Сына.
Ин. 7:14-28 — Иисус на празднике Кущей
Соблазнительно обратиться непосредственно к шестой главе Евангелия от Иоанна. Но необходимо рассмотреть еще три отрывка, которые помогут нам понять, как Иоанн представляет Иисуса в своем Евангелии. Первый из этих отрывков — это когда Иисус был на празднике Кущей. Опять же, я выделил некоторые фразы, которые являются наиболее важными в этой дискуссии.
«Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.
Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. Моисей дал вам обрезание — хотя оно не от Моисея, но от отцов, — и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев, — на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не судите по наружности, но судите судом праведным.
Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете» (Ин. 7:14-28).
Я хотел бы сделать три замечания об этом обмене между Иисусом и жителями Иерусалима. Первое относится к ст. 16: «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю».
В моем молодом возрасте — до 20 лет — я часто слышал этот стих в обучении евангелизации, и он звучал примерно так: «Если человек не уверен в притязаниях Иисуса, это может быть потому, что он не хочет отдать Ему свое сердце. Человек должен исследовать себя, чтобы увидеть, не связана ли проблема с его упрямством, с тем, чтобы держаться за свою жизнь и стремиться быть самостоятельным, а не позволить Христу управлять своей жизнью. Христос сказал, что люди должны быть готовы исполнить Его волю, так что только на этом условии они узнают, верно ли Его учение».
Эти слова достаточно правдивы, но каждый раз, когда я слышал эту интерпретацию, что-то грызло меня изнутри и говорило: «Этот стих используется неправильно». Однажды я понял, почему. Иисус говорил: «Если кто-либо готов исполнить волю Бога Израиля, то он узнает, верно ли Мое учение, или нет». Другими словами, в то время истории Израиля критерием оценки правдивости утверждений Иисуса было то, готовы ли люди исполнить волю Бога Израиля. Да, упрямство и своеволие здесь присутствуют, но логика Иисуса заключалась в другом: «Если вы будете исполнять волю Бога Израиля, то узнаете, говорю ли Я от Его имени или же придумал это Сам. Если вы отрицаете, что Мое учение исходит от Бога, то это показывает, что вы не были готовы исполнить Его волю до настоящего времени».
Таким образом, мы обнаруживаем в этом утверждении ту же связь, которую мы видели в вводном состоянии в главе 3 и полностью выраженную в главе 5. Истинность Иисуса могла быть замечена еврейским народом только в том случае, если у него уже были правильные отношения с Богом. В главе 5 эти правильные отношения были выражены в жизни смирения вопреки гордости, любви к почести со стороны Бога, а не людей, и вере в слова Моисея. Здесь же, в главе 7, мы находим еще один критерий: человек должен быть готов исполнить волю Бога Израиля. Если у них будет такое состояние сердца, они будут уверены в том, что Иисус говорит правду.
(Примечательно, что в этих словах Иисуса отчеливо виден принцип т.н. «прогрессивности» Божественного Откровения: прежде чем понять более полную степень Божественного Откровения, необходимо правильно отреагировать на менее полную его степень (см. Лк. 8:18). Разумеется, еще меньшую, чем закон Моисея, информацию о спасительной воле Божьей содержало т.н. Общее Откровение (Рим. 1:19-20; 2:14-15) – этот единственно доступный всем людям на земле, но наименее полный источник познания воли Божьей, — прим. перевод.).
Во-вторых, является примечательным то, что Иисус выстроил Свою работу с Моисеем в тексте 7:19-24 точно так же, как и в тексте 5:45-47. То, что там сделал Иисус для исцеления расслабленного человека, здесь было той же самой работой (но в гораздо более широком масштабе), что делали священники, когда они подвергали обрезанию человека в субботу. Таким образом, субботние дела Иисуса соответствовали Закону. Можно даже сказать и так: подобно тому, как обрезание привело в завет с Богом ребенка мужского пола, исцеляющее дело Иисуса восстановило человека, который находился на обочине жизни по причине своей немощи, как полноправного члена завета. Оба эти действия были актами заветной благодати и верности.
В-третьих, в тексте 7:28 Иисус сказал: «Которого вы не знаете». Мы уже видели эту тему в тексте 5:37б, когда Иисус сказал лидерам Израиля, что они никогда не видели Бога и не слышали Его. Здесь Он снова говорит, что они не знают Бога. И доказательством того, что они не знают Бога, является то, что они не приходят к Иисусу. Если бы они культивировали правильные отношения с Богом, их насущный инстинкт («и знаете Меня, и знаете, откуда Я») был бы успешен, и они бы приняли Его. Но этот инстинкт был подавлен их гордостью, нежеланием, неверием и твердостью сердца по отношению к Богу Израиля. Поскольку их сердце пребывало в таком состоянии, они не пришли к Иисусу.
У нас имеется еще два отрывка, которые нам необходимо рассмотреть, и они оба находятся в восьмой главе Евангелия от Иоанна. Но сначала позвольте мне обобщить то, что мы узнали до сих пор.
Если в то время какой-либо еврей приходил к Иисусу, это означало, что:
• его сердце исполнено смирения, чтобы познавать Бога и желать Его славы — 5:38-44; 7:28.
• он имеет веру в Писания Моисея — 5:38; 45-47; 7:19-24.
• он проявляет готовность исполнять волю Бога — 7:18.
Если же в то время какой-либо еврей не приходил к Иисусу, это показывало, что:
• его сердце исполнено гордости и любви к людской почести — 5:38-44; 7:28.
• он не верит в Писания Моисея — 5:38; 45-47; 7:19-24.
• Он не проявляет желания исполнять волю Бога — 7:18.
Ин. 8:12-29 – Иисус — Свет Мира
«Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно. Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду. Вы судите по плоти; Я не сужу никого. А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.
Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня. Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.
Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете придти. Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: «куда Я иду, вы не можете придти»? Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших. Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам. Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру. Не поняли, что Он говорил им об Отце. Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Ин. 8:11-29).
(Тема Христа как Света для этого мира перекликается со сказанным в тексте Ин. 1:9: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». И хотя в целом мир «не познал» этот Свет (ст. 10), как, впрочем, в целом и «Свои Его не приняли», в частности же Его некоторые, т.е. те, кто поверил, приняли (ст. 12). Вот это отличие целого от частного следует учитывать и при толковании фразы «никто не ищет Бога» (Рим. 3:11): «никто» — это обобщенная, а не абсолютная характеристика, на разговорном «койнэ» означающая — «преимущественно». В любом случае Бог не лишил мир данного свидетельства Света, поскольку не изменил Своей цели: «дабы все уверовали чрез Него» (ст. 7).
И вот здесь Иисус не только повторяет, но и дополняет первый Свой тезис: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Христос не просто заявил, что Он – свет миру, но и в действительности этот «свет жизни» явил каждому из людей во всех его доказательствах. Каким образом? Посредством духовного «голода» («жажды»), который присущ каждой человеческой личности (см. Ин. 4:13-14; 6:35), поскольку сказано: «мир чрез Него начал быть» (Ин. 1:10; ср. Деян. 14:17; 17:25, 28-30). И здесь речь идет о том самом «мире», который «Бог возлюбил» очень сильно (Ин. 3:16). Это значит, что спасительного призыва Христа не лишен ни один человек на земле, — прим. перевод.).
По поводу этого раздела нам нужно сделать только два замечания. Во-первых, обратите внимание на сходство языка между стихом 19 и соответствующими утверждениями в главах 5 и 7.

8:19 7:28 5:37
«Вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего»
 
«И знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете». «И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели»

Логика и последовательная интерпретация этих отрывков такова: по той причине, что они еще не знали Отца, они не могли знать и Иисуса. Если бы они взрастили свое сердце для Бога Израиля, они бы признали Иисуса Мессией. Но поскольку они не знали Бога, они не знали и Иисуса. Это, конечно, могло разозлить их! Опять же, первопричина была в том, что они не знали Бога Израиля. Следствием этого стало отсутствие возможности узнать личность Иисуса.
Во-вторых, обратите внимание на лексическое сходство между текстами 8:28 и 5:19-20, 30.
8:28 — «Я… ничего не делаю от Себя».
5:19-20, 30 – «Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь». «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца».
Эти ссылки помогают нам увидеть, что Иоанн продолжает основную тему в своей книге, отвечая на попрос: «Кто говорит и действует в интересах Бога Израиля?» Иисус утверждал, что этим человеком был Он, поскольку Он ничего не делал от Себя, но только то, что показывал Ему Бог. Лидеры же Израиля не говорили и не действовали ради Бога. Поскольку они пропустили слова и волю Бога мимо своего внимания, они не знали Бога. А доказательство того, что они упустили Его, заключается в том, что они не приняли посланного Им Мессию. Данное положение проявляется одним из самых сильных способов в следующем рассуждении.
Ин. 8:31-59 — Кто такие истинные сыны Авраама?
«Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?
Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете. Знаю, что вы семя Авраамово; однако ищете убить Меня, потому что слово Мое не вмещается в вас. Я говорю то, что видел у Отца Моего; а вы делаете то, что видели у отца вашего.
Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи. А как Я истину говорю, то не верите Мне. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога (в англ. переводе Библии слова «слушает» и «слушаете» передано как «слышит» и «слышите», — прим. перевод.).
(Здесь я должен сделать заявление касательно текста 8:47, хотя оно и забегает вперед. Мы должны противостоять желанию истолковать его кальвинистским образом: «Тот, кто от Бога (то есть безоговорочно избранный до основания мира), слышит слова Божьи…» Чтобы истолковать это таким образом, необходимо вырвать эти стихи из тщательно продуманного изложения Иоанна, навязать ему то, чего он не развивал в этом повествовании, и заставить сказать то, о чем Иисус не говорил в Своих беседах с этими людьми. Подробности я изложу позже в этой статье).
На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе? Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня. Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий. Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек. Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек. Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь? Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь. Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее» (Ин. 8:31-59).
В этом горячем обмене мнениями Иисус сделал два смелых заявления. Во-первых, хотя иудеи физически произошли от Авраама (8:37), на самом деле они не были детьми Авраама (8:39-40), потому что они не действовали так, как действовал Авраам. Во-вторых, несмотря на то, что они были заветным народом Божьим, их отцом стал дьявол (8: 41-44). Таким образом, в этом отрывке мы обнаруживаем четвертый критерий прихода к Иисусу. Ранее мы видели, что для этого нужно:
• верить Писаниям Моисея (5:45-47).
• искать славы Божьей (5:44).
• иметь сердце, направленное к Богу и готовое исполнить Его волю (7:18).
В этом отрывке мы находим четвертое требование для прихода к Иисусу: человек должен быть истинным сыном Авраама. Приходящему к Иисусу необходимо иметь сердце Авраама, который радовался, ожидая увидеть Христа (8:56).
В этом отрывке мы также видим, что Иисус делает заявления, подобные тем, которые приведены в главах 5 и 7.
Утверждения о знании/незнании Бога Израиля

8:47 5:37 7:28
«Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога». «И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели». «Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете».

 
Утверждения о прославлении/непрославлении Бога Израиля

8:49 5:43-44 7:16-18
«Во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня». «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» «Мое учение — не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем».

Имеются и другие точки соприкосновения, но этого достаточно, чтобы показать, что рассуждение главы 8 соответствует рассуждениям глав 5 и 7. Оно также должно делать следующее: оно должно обеспечивать интерпретирующую основу для рассуждения главы 6, имевшего место в капернаумской синагоге, и особенно стихов 44-45. Именно к этому отрывку мы, наконец, и обратимся.
Ин. 6:35-45 – Иисус — Хлеб жизни
«Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.
Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес? Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (Ин. 6:35-45).
Когда мы рассмотрим шестую главу Евангелия от Иоанна, то увидим, что словарный запас, фразеология и состояние конфликта между Иисусом и иудеями ставят нас в привычное положение. В стихе 36 мы слышим, как Иисус говорит: «Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете», что похоже на Его высказывание, приведенное в тексте 7:28. В тексте 6:38 мы видим еще одно Его заявление, очень похожее на высказывания, приведенные в текстах 5:19-20, 30 и 8:28, где Он говорит, что пришел не для того, чтобы исполнить Свою волю, но волю Божью. И во всей этой главе мы видим, что Он снова называет Бога Своим Отцом, как Он это делал в главах 5 и 8.
Сходство в выражениях побуждает нас сделать такой вывод: тема шестой главы Евангелия от Иоанна — это та же тема, которая рассматривается и в других главах, где Иисус взаимодействует с народом Израиля, как с простыми людьми, так и с его лидерами.
Что же включает в себя эта тема?
• Кто говорит и действует в интересах Бога Израиля — правители или Иисус?
• Кто ищет славы Божьей — правители или Иисус?
• Откликнуться на призыв Иисуса могут только те, кто уже направил к Богу свое сердце.
• Откликнуться на призыв Иисуса могут только те, кто понимает Писания Моисея.
• Откликнуться на призыв Иисуса могут только те, кто имеет одно сердце с Авраамом.
• Откликнуться на призыв Иисуса могут только те, кто уже знает Бога. Те, кто не желает сделать это, не могут откликнуться на Его призыв.
Исходя из этого, я хотел бы предложить интерпретацию текста Ин. 6: 44-45, отличную от типичной кальвинистско-арминианской болтовни.
Во-первых, когда Иисус говорит, что никто не может прийти к Нему, если его не привлечет Его Отец, Он тем самым не делает кальвинистского заявления о непреодолимой благодати. Скорее, Он делает другое заявление, а именно: для того, чтобы евреи (еврейки) того времени пришли к Иисусу и поверили в Него, у них должны быть предварительные отношения с Его Отцом, как Богом Израиля. Поскольку у таковых людей уже состоялись данные отношения с Богом, когда они последовали за Ним, Отец передал этих людей Своему Сыну (6:37), или, говоря словами текста Ин. 6:44, Отец привлек к Своему Сыну тех людей, которые уже знали Его (т.е. Отца). Если же они не пришли к Его Сыну, это означает, что они ранее не принадлежали Отцу и, таким образом, Отец не привел их к Сыну.
Кто в Израиле того времени был истинным сыном Авраама? Кто в Израиле был истинным верующим в Моисея? Кто в Израиле искренне хотел прославить Отца? Кто в Израиле был готов исполнить волю Бога? Это были те из народа завета, кто слушал Бога, кто был связан с Ним своим сердцем и душой, кто воспитал в себе правильный дух и кто уловил суть слов Моисея и других пророков. Это были те в Израиле, кто уже принадлежал Отцу. Это были те, кто был «от Бога» и «слышал слова Божьи» (8:47). И доказательством того, что они были истинными сынами Божьими, было то, что они пришли к Иисусу и уверовали в Него как в Того, Кто был выражением их Бога в человеческом виде. Отец мог легко и естественно привлечь их к Иисусу, потому что они узнали, что Он говорит слова Божьи и творит дела Божьи.
И поэтому, когда Иисус сказал: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец Мой», Он тем самым говорил, что к Нему придут только те, кто уже имел близкую связь с Отцом, был от Бога, услышал слова Божьи в Писаниях Моисея и других пророков и имел сердце Авраама.
(В этом контексте мы можем понять текст 6:64-65. Иисус знал заранее, кто не поверит в Него и кто предаст Его, что и заставило Его сказать: «Никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего». В этих словах Он имеет в виду то, что для того, чтобы иудеи тех дней могли прийти к Нему, они должны были прежде установить правильные взаимоотношения с Его Отцом. Если же они не приходили к Нему, то они не имели никаких отношений с Его Отцом. Это было шокирующим, но верным заявлением для лидеров Израиля того времени. Но если бы у этих иудеев были отношения с Богом, Отец бы позволил им прийти к Своему Сыну).
И эти предшествующие их отношения с Отцом не были вызваны предвечным и безусловным избранием Бога. Такая идея нигде не встречается в этих отрывках! Вместо этого, с точки зрения Иоанна, данный «приход к Иисусу» представляется как естественный и ожидаемый отклик народа Божьего завета. Поскольку они уже были в близких отношениях с Отцом, потому что они уже отвечали Богу своим смирением раньше, Отец привлечет их также и к Своему Сыну. Но если кто-либо не приходит к Иисусу, продолжая негодовать, спорить, бороться и замышлять против Него, это показывает, что они никогда не знали Бога (гл. 5), никогда не понимали того, что сказал им Моисей (гл. 5), никогда не были сыновьями Авраама (гл. 8) и никогда не хотели верить (гл. 7). Следовательно, Отец не будет привлекать их к Сыну или передавать их Ему, потому что они не принадлежат Отцу. Они принадлежали другому отцу (Ин. 8:44)!
Весьма печально, что к приходу Христа должен был подготовиться весь Израиль, но в реальности оказалась готовой только его часть, или, используя библейский язык, только его «остаток». (В этом богословском контексте мы можем услышать отголоски текста Ин. 1:11-12: «Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими»).
Слова Иисуса, конечно, выглядят очень оскорбительными. Как Он мог сказать, что они были не от Бога, не верили Моисею, не были сыновьями Авраама и не желали верить Писаниям? Разве Он не знал, кем они были? Они были сыновьями Авраама (8:33, 39)! Они были учениками Моисея (9:28)! Вот на что они претендовали.
Но Иисус сказал, что это не так, и Он подтвердил свое мнение, представленное в тексте Ин. 6:45, путем цитирования таких текстов, как Ис. 54:13 и Иер. 31:34: «У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне». Язык текста Ин. 6:45 взят из пророчеств о восстановлении Израиля через верный «остаток». И спасенным является не весь Израиль, но только некоторые из него. Спасенными являются те, кто приходит к Иисусу. А приходят к Нему те люди в Израиле, которые уже пришли к Отцу и принадлежали Ему, потому что еще раньше ответили на Его призыв своим послушанием. Это — те, кто понимал Моисея и имел сердце Авраама. Поскольку они принадлежали Отцу, когда появился Мессия, Отец отдал тех, кто был к этому готов, Иисусу (6:37, 65) и привлек их к Нему (6:44).
(Важно отметить, что следует признать совершенно беспочвенным кальвинистское мнение о том, что те люди, к которым были обращены эти слова Христа, никогда ранее не испытывали на себе Божьего «влечения» или влияния, поскольку такая ситуация могла произойти только по их собственной вине. В данном случае мы видим, что Бог «привлекал» их к Себе посредством чуда насыщения пяти тысяч (Ин. 6:5-15), а также хождения Иисуса по воде (Ин. 6:16-42), описанных вначале этой главы. Поскольку эти люди не отреагировали на эти (Ин. 6:42-43), и, следует полагать, другие усилия Божьи по их спасению (см. Ин. 6:2), Бог был вправе подвергнуть их особому и самому крайнему наказанию — оставлению без Своего влечения. Это не только объясняет их неверие, но и показывает всю безисходность их положения, которое в других текстах Писания называется «ожесточением сердца», осуществляемым Самим Богом. Сказанное означает следующее: эти люди не могли прийти к Христу не по той причине, что никогда не испытывали на себе «просвещающего» влияния Божьего, а по той, что неоднократно и систематически отвергали его в своей жизни, — прим. перевод.).
Заключение
То, что я сказал в начале этой статьи, я сейчас повторю. Кальвинистско-арминианские дебаты упустили из виду важный пункт. Наши братья подошли к данному тексту с предпосылками и проблемами, унаследованными от своего времени, прочитали его анахронично и стали выдергивать из него то тут, то там отдельные фразы, которые бы могли подкрепить их богословские позиции, но не позволили ему говорить самому за себя и в историческом контексте первого века.
Я сравниваю это с различием, существующим между врачом, который лечит живого пациента, и профессором медицинской школы, который обучает студентов с помощью трупа. Живой пациент и труп имеют одинаковые части тела, но врач, лечащий живого пациента, будет (или должен!) лечить скорее своего пациента, чем части тела. Он будет относиться к пациенту целостно, т.е. принимая во внимание его окружение, привычки, семью и историю. Я полагаю, что многие толкователи этого места Писания были похожи на профессоров, работающих в своих лабораториях с трупами. Они вырывают отдельные стихи из общего их контекста (повествования) и начинают изучать слова, фразы и предложения без какого-либо учета более широкого контекста, подобно профессору, изучающему различные части тела умершего человека со своими учениками, но без учета его потребностей, желаний или семейного положения. И неудивительно, что данное место Писания стало трупом в лабораториях этих профессоров.
Мы же должны быть подобны врачам, которые лечат живых пациентов. Нам нужно читать текст иными глазами, глазами первого века. Когда мы это сделаем — и здесь я поменяю метафору — мы стряхнем слои накопленного лака и найдем истинный цвет и текстуру оригинального шедевра, который написал евангелист Иоанн (этой иллюстрацией я обязан Филиппу Янси, который привел ее в своей книге «Иисус, Которого я никогда не знал»). Мы также можем найти существование многих других точек взаимосвязи в Писании и толковательных рамок, которые естественным образом вписывается в проблемы и дебаты первого века. Я имею в виду девятую главу Послания к римлянам и тринадцатую главу Евангелия от Матфея, к которым нам также нужно относиться как к живым пациентам, а не как к трупам, из которых мы извлекаем разные «части тела», не обращая внимания на жизненные проблемы, которые решали Павел и Иисус (Девятая глава апостола Павла к римлянам отвечает на вопрос: «Кто является подлинным Израилем?» следующим образом: «Не все те Израильтяне, которые от Израиля» (Рим. 9:6). А тринадцатая глава Евангелия от Матфея (ст. 12) отвечает на этот же вопрос в полном согласии с евангелистом Иоанном: «Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет»).
В своих исследованиях я обнаружил только одну книгу, которая затрагивает более широкий контекст текста Ин. 6:44-45 и пытается вписать в него этот отрывок (Jerry L. Walls and Joseph R. Dongell, Why I am Not a Calvinist, PP. 73-75. Книга «Почему я не кальвинист?» — одна из сорок с лишним книг, которые я прочитал за последние пару лет, обсуждая ее как с арминианами, так и с кальвинистами во время подготовки к написанию моей книги «Суверенная история». Кстати, я прочитал также и сопутствующий этой книге том, который называется «Почему я не арминиан?» Петерсона и Уильямса).
К сожалению, все остальные, которые я прочел, рассматривают текст как труп и уходят в сторону, рассуждая о том, что означает слово «привлекать», действительно ли слово «все» означает «все», и имеются ли два типа влечения – неотразимый и внутренний для «избранных» и принадлежащий «общей» благодати и внешний для всех. Это книги таких авторов, как Макартур, Спраул, Пайпер и Кальвин — ученые, эрудиты, известные и набожные люди Бога. И все же только одна из найденных мной книг до сих пор касается контекста Иоанна!
Таким образом, когда я слышу подобные дебаты, а затем читаю Евангелие от Иоанна и понимаю, что он излагает в действительности, эти дебаты звучат для меня как иностранный язык, которого я не знаю, или начинают выглядеть как квадратные колышки, которые люди пытаются протолкнуть в круглые отверстия. И когда они пытаются втиснуть свои квадратные колышки в круглые отверстия, часто повреждаются и отверстие, и колышек, так что теряется пригодность обоих (Я должен отдать должное Н.Т. Райту за усиление этой вошедшей в поговорку иллюстрации, которое он делает в своей последней книге «День, когда началась революция»).
Наконец, эта статья не была бы полной, если бы я не предложил хотя бы пару идей о том, как следует подходить к данному отрывку. Вот что я увидел.
Бог работал над людьми Своего завета, чтобы приблизить их сердца к Себе. Он делал это веками через пророков, священников и просто святых людей. Некоторые из них не отвечали на это готовностью к сотрудничеству, но ожесточали свои сердца непослушанием и неверием. Но другие ответили. Это были такие люди, как Симеон, Анна, Захария, Елизавета, Мария, Иосиф, Иоанн Креститель, Иосиф Аримафейский и другие неназванные в Писании люди. Это были люди, которые узнали своему Мессию, когда Он пришел, потому что они откликнулись на предыдущую работу Бога по их воспитанию и на Его Слово.
Точно таким же образом Бог работает в сердцах людей и сегодня, чтобы они могли видеть то, что Он делает среди нас и в наше время. Это такие люди, как Корнилий, который откликнулся на то откровение, которое дал ему Бог (Деян. 10:4), а затем стал получателем еще большего откровения, когда к нему пришел с проповедью Евангелия апостол Петр. Те, кто смиряются перед Богом, однажды обнаружат в себе Божье влечение к Иисусу и обучение еще большей истине как часть великой работы Иисуса. Те же, кто противостоит благотворной работе Божьей, кто выполняет свои замыслы, кто ищет славы от людей и отдает себя безоговорочно греху, найдут работу Божьего Духа странной и воспротивятся ей. Они не придут к Иисусу, потому что не слушают Дух Божий.
Можно также показать, как начинается новая фаза этой же темы в четырнадцатой главе Евангелия от Иоанна. Тема, на которую обратил Свое внимание Иисус, когда спорил с иудейскими лидерами, снова здесь всплывает, но теперь Он успокаивает Своих учеников, так как убедительно связывает Свою жизнь и служение со словами и делами Отца. Иисус снова говорит о сотворении дел Отца и произнесении Его слов (14:10-11). Он укрепляет сердца Своих учеников, говоря им, что тот, кто видел его, видел и Отца (14:9). Его Отец — виноградарь, а он — виноградная лоза (15:1). Они должны верить в Бога и верить в Него (14:1).
Но затем происходит удивительный, вдохновляющий и ободряющий веру переход в тексте 14:12 и далее, когда Он говорит: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду». Другими словами: «Тот труд, который Я совершал и который был продолжением дел Моего Отца, теперь будет осуществляться через вас. Я делал Божий труд в Израиле, указывая на приближение Его царства. Теперь вы продолжите этот труд в остальном Израиле, а затем и во всех народах». Неоднократно Иисус дает Своим апостолам различные обещания для их молитв, обещание нисхождения на них грядущего Духа Божьего и обещание того, что Он будет осуществлять Свой труд через них. К счастью, мы знаем, что эти обещания даны не только для двенадцати первоначальных учеников, но и для нас!
Вот, пожалуйста, и все мои мысли относительно понимания текста Ин. 6:44-45. Некоторые люди по-прежнему могут верить в непреодолимую благодать. Они все еще могут верить в то, что те, кого приготовил Отец, стали таковым лишь потому, что Бог избрал их на это, но не избрал других. Но они будут вынуждены основывать это свое мнение на других текстах Писания, так как должны быть предельно осторожными, чтобы не вносить это значение в само повествование Иоанна, если для этого у них нет позволения от самого Иоанна. Ни один из отрывков, которые мы рассмотрели в Евангелии от Иоанна, не приблизил нас к утверждению какой-либо доктрины о безусловном избрании или о непреодолимой благодати, действительных только для избранных. Я не верю в то, что сам его автор позволяет кому-либо сделать это. Я не верю в то, что в тексте Ин. 6:44-45 речь идет о непреодолимой милости, безусловном избрании или полной порочности. Скорее, этот и несколько других отрывков из Евангелия от Иоанна, которые мы рассмотрели, посвящены следующей теме: кто говорит и действует в интересах Бога Израиля. Этим человеком был и есть Иисус из Назарета, Который тогда совершал дела Божьи и говорил Его слова Божьи, а сегодня приглашает к этому Его труду также и нас.