«Кого Он предузнал… тех и прославил»
Гололоб Г.А.
Учение о спасении является одной из важнейших доктрин Священного Писания христиан. При этом за множеством сотериологических терминов неискушенному читателю Библии бывает трудно понять, в чем же действительно состоит христианское спасение. С одной стороны, оно называется даром, с другой – имеет определенные условия. Мало того, одни и те же понятия, имеющие отношение к этой теме, нередко дублируются в Библии при помощи различных синонимов или целых фраз (напр. прощение грехов тождественно вменению праведности, слово благодати – проповеди Евангелия, укрепление благодатью — силе Духа Святого и т.д.). Наконец, некоторые термины, относящиеся к спасению, имеют не одно, а целый ряд значений (например, «благодать», «святость», «призвание»). Но не всегда контекст может указать нам на то, какое из возможных значений конкретного термина, в данном случае использовано библейским автором.
В тексте Рим. 8:28-30 представлена последовательность основных спасительных действий Бога: предузнание, предопределение, призвание, оправдание и прославление. Возникает закономерный вопрос: где здесь начало, а где конец самого спасения? Кальвинисты утверждают, что начало и конец индивидуального спасения находятся в самом начале этой цепочки, некоторые арминиане – в самом ее конце. Первые основывают свое мнение на той предпосылке, что воля Божья принуждает к спасению, а вторые – на той, что она совсем бездеятельна. Позволим себе не согласиться с обоими мнениями, и выразим в данной статье альтернативный взгляд. Мы разделим все эти действия на три группы: подготовка спасения (предузнание, предопределение, призвание), обретение спасения (оправдание) и последствия спасения (прославление). Параллельно мы будем добавлять в эти группы дополнительные сотериологические термины из других мест Писания.
1.Подготовка спасения
Все, что связано со свободной волей человека, всегда требует подготовки. Сама по себе воля свободна лишь в декларативном смысле, поскольку в реальности зависит от многих факторов до того, как становится зрелой и ответственной. Поэтому Бог, зная наперед все ее недостатки и слабости, предопределил оказать ей духовную помощь в двух ее видах: в виде Общего Откровения (Рим. 1:19-20; 2:14-15) и в виде т.н. «предварительной» благодати (Ин. 1:0; Рим. 2:4). Эта помощь в Священном Писании называется по разному: «просвещение» Духа Святого, «призыв», «влечение Отца», но она не является принудительной, как ошибочно думают кальвинисты.
Предузнание Божье относится к будущей вере или неверию человека (1 Пет. 1:2; Рим. 8:29), а Его предопределение определяет способ отношения к предузнанному таким образом выбору конкретного человека (Рим. 8:29-30; Еф. 1:5): принявшие Божье предложение спастись подпадают под предопределение спасения, а отвергнувшие – под предопределение погибели (2 Кор. 2:15-16; 3:7-12). И хотя сам Павел обычно рассуждает исключительно о погибели язычников и спасении евреев, чьи роли неожиданно поменялись (Рим. 9:22-24), т.е. о корпоративном избрании, сказанное им имеет определенное отношение также и к индивидуальному спасению, основываясь на концепции условного «двойного» предопределения или избрания (Рим. 8:13; 11:22). Стало быть, Бог не избирает Себе спасенных людей безусловным образом, но выдвигает им определенные условия, ответив на которые конкретный человек становится спасенным, а отвергнув – погибшим. Таким способом объясняется характер избрания Богом конкретных людей ко спасению и к погибели.
В нашем распределении сотериологических терминов Павла бросается в глаза нетрадиционное занесение призвания в разряд подготовительных действий спасения. И хотя в Писании (обычно у Павла) это слово иногда действительно является синонимом спасения (Рим. 9:26; 1 Кор. 1:9, 24), в богословском смысле это его «техническое» употребление носит лишь специфический и потому явно ограниченный смысл. Более точное его действие описано самим Иисусом Христом и связано с известной его фразой: «много званных, но мало избранных» (Мф. 20:16; 22:14). Поэтому Павлово использование этого термина говорит о предвосхищении спасения (Рим. 1:7; 1 Кор. 1:2; см. также 1 Пет. 2:21; 3:9; 2 Пет. 1:10), тогда как Христово – о его условности со стороны Бога, поскольку без призыва спасение невозможно. Впрочем, сам Павел признает как предварительный, так и условный характер Божьего призвания (ср. 1 Кор. 7:20; Гал. 5:13; Еф. 1:18; 4:1; Кол. 3:15; 2 Фес. 1:11; 1 Тим. 6:12; 2 Тим. 1:9; Евр. 3:1).
Помещение «призвания» в разряд подготовительных действий Божьего спасения имеет несколько причин. Во-первых, связывать призвание Божье с призванием церковным нельзя, поскольку это – разные вещи. Во-вторых, Дух Святой работает над грешниками не только тогда, когда они слышат спасительный призыв с кафедры, и даже, как ошибочно думают некоторые, вынуждены тут же на него и ответить, но и задолго до наступления самого момента обращения. Действительно, выход грешника на молитву покаяния представляет собой лишь пик айсберга, основная часть которого скрыта от людского взора.
Если выразиться иначе, то можно сказать об этом известными словами: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне…» (Евр. 1:1). Иными словами, Бог призывал грешника «многократно и многообразно» до того, как призвал его проповедью Евангелия. Нам кажется это невообразимым, но это так: Бог подготавливает сердце человека для того, чтобы последний Его призыв был успешен. Еще лучше об этом говорит следующий текст Писания: «Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога» (Евр. 6:7). Почему же Бог питал эту землю «многократно», если Его призыв, как говорят кальвинисты, эффективен? Потому что сердце человека можно расположить к спасению лишь без применения насилия над ним.
Данным обстоятельством объясняется тот факт, что слышавшие одно и то же слово призыва, откликаются на него сразу, а другие позднее, а некоторые и вообще не откликаются. Кроме того, это объясняет то, почему проповедь Евангелия иногда удерживается от одних людей в пользу других. Бог спешит посеять Свое слово в подготовленные сердца «македонян» и удерживает их от неподготовленных в конкретное время асийцев. Когда сердце Его народа ожесточается, Он удерживает от него Свое послание, а когда к Нему располагается покаяние «ниневитян», Он отменяет Свой суд. Одним словом, Бог реагирует на поведение самого человека, но нельзя сказать и того, что Он совершенно пассивен или только требователен к человеку, в действительности ничем ему не помогая. Но Ему угодно воздействовать на волю грешника непринудительными средствами, т.е. путем влияния, а не насилия.
Благодать
В целом слово «благодать» означает незаслуженное Божественное расположение или милость (см. Ин. 1:17; Тит. 1:4; Евр. 2:9; 4:16; 13:25). Конечно, различных Божьих даров и благословений существует много, но в отношении к теме спасения существует три основных вида благодати:
1) предварительная (общая) благодать;
2) оправдывающая (вменяющая) благодать;
3) освящающая (преобразующая) благодать.
Всем известно, что Бог призывает грешников к спасению посредством проповеди Евангелия (Лк. 24:46-48; Деян. 10:36; 13:32; 1 Кор. 15:1-2; Еф. 1:13; 1 Фес. 1:5), но последнее невозможно принять без «просветительного» действия Духа Святого, который принято называть «всеобщей» или «предварительной» благодатью (Ин. 1:9; 6:44; Рим. 2:4; 10:18; Тит. 2:11). «Предварительная» благодать отличается от оправдывающей тем, что подготавливает грешника к принятию спасения, делая его способным принять спасительный призыв личной верой. Поэтому «предварительная» благодать Бога не только обличает грешника в его грехах (Ин. 16:8-11; 1 Кор. 14:24), но и призывает его к покаянию и к вере (Рим. 2:4, 14-15).
Таким образом, результатом «просветительного» действия Духа Святого является способность грешника проявить веру в ответ на предложение спастись и покаяние в ответ на обличение его грехов (Мк. 1:15; Деян. 20:21). Божественный призыв к спасению для каждого человека совершается в разное время и в зависимости от готовности сердечной «почвы» откликнуться на него личной верой (Мф. 13:18-23; Иак. 1:21; Евр. 4:2). Когда «македонянин» созревает для того, чтобы воззвать к Господу о помощи, Бог посылает туда Своих служителей и проповедников в первую очередь (Деян. 16:6-11).
Кальвинисты считают «общую» благодать не только не относящейся к спасению, но и относящейся исключительно к осуждению! И это все вопреки Слову Божьему (Ин. 1:9; Деян. 17:27; Рим. 1:19-20; 2:4, 14-15). Это им приходится делать по той причине, чтобы не приписывать Богу последовательного поведения по отношению к «этой» и «той» жизням людей. В итоге, у них получается так, что Бог любит всех людей только здесь, на земле, и вне связи с небом, а избранных — и здесь, и там. Но такое раздвоение воли Бога делает Его еще более непоследовательным, поскольку получается, что в этой жизни Он создает видимость Своей любви, тогда как в реальности она — и не любовь вовсе, а откармливание неизбранных для вечной погибели. Это еще более чудовищно, чем просто пройти мимо.
Оправдывающая благодать – это Божий дар прощения грехов (Лк. 18:13; Рим. 3:25; 5:20; Еф. 1:7). Освящающая благодать – это Божий дар силы или способности жить свято (Евр. 4:16; 12:15; 13:9). Первая благодать связана с Голгофским Подвигом Иисуса Христа (см. напр. Кол. 1:14), а вторая – с преобразующим действием Духа Святого (см. напр. 2 Кор. 12:9; Евр. 10:29; 12:15, 28). Первая благодать дарует нам оправдание, возрождение, примирение и искупление, а вторая – содействует нашему нравственному преображению в образ Христа. Поэтому первая представляет собой одномоментное действие (2 Кор. 5:19; Гал. 3:13), тогда как вторая является процессом всей нашей жизни (1 Фес. 4:3; Откр. 22:11). Без осуществления оправдания наше дальнейшее освящение невозможно (Рим. 5:10; 6:6, 8; Кол. 1:22; 3:3).
Разница между ними состоит в том же, в чем и разница между юридическим вменением и фактическим усвоением. Наши грехи были вменены Иисусу Христу, поэтому Он и понес на Себе наше наказание, но Его праведность нам не вменяется, а нам передается для фактического усвоения. И если прощение грехов не совершает особых изменений в нашем естестве, то преобразующая сила Духа Святого – изменяет нас постоянно, преобразуя в образ Христов. Поэтому обычно мы относим первую благодать к сфере спасения, а вторую – к сфере освящения.
2.Обретение спасения
Термин «спасение» отсутствует в списке понятий, предложенных Павлом, однако мы должны отождествить его со словом «оправдал». Слово «оправдание» в новозаветном смысле немного отличается от значения этого термина, используемого в Ветхом Завете. Если там оно может быть понято, как праведность или фактическое преображение (Пс. 17:21, 25; 23:4; Дан. 4:24), то в новозаветном смысле оно означает лишь получение оправдания в дар, т.е. юридическую отмену наказания путем прощения (Рим. 4:4-8; Тит. 3:5). Это значит, что вместо заслуживания своего спасения мы можем и должны лишь принять его в дар собственной верой и покаянием.
Данное различие существует по той причине, что Жертва Христа была осуществлена в определенное историческое время и таким образом явлена верующим не Ветхого Завета, а исключительно Нового, хотя и имеет силу для спасения людей всех времен (как до появления закона Моисея, так и после него). Когда пришло время, Бог открыл людям истину о том, что Кровь Христа является основанием спасения абсолютно всех людей (1 Тим. 2:4; Тит. 2:11), принадлежащих всем временам и всем народам, что собственно и было целью избрания Богом Израиля в качестве народа-носителя Божественного Откровения (Пс. 48:8; 50:9; Пс. 102:10).
Вместе с оправданием, имеющим юридический характер, грешник обретает также и такие благословения спасения, как: возрождение, искупление, усыновление и примирение. Все эти понятия употребляются в Новом Завете преимущественно в прошедшем времени, что указывает на одномоментный характер их проявления. Невозможно продолжать свое возрождение, усыновление, искупление и примирение. Эти дары уже заслужены Христом на Голгофе и однажды переданы нам в качестве Его даров. Обратим наше внимание на каждое из этих спасительных даров, но прежде мы должны упомянуть условия спасения со стороны человека, с помощью которых все эти дары применяются к каждому из нас личным образом.
Условия спасения
Чтобы дар спасения, заслуженный Голгофским Подвигом Иисуса Христа, был применен к каждому конкретному человеку, от него требуется выполнить два условия: покаяться (см. напр. Мф. 19:13; Мк. 1:4; Деян. 2:38) и уверовать (см. Деян. 10:43). Вместе оба они упоминаются в немногих текстах Писания (см. Мк. 1:15; Деян. 20:21), но в других — из-за тесной связи друг с другом — взаимозаменяемо (см. напр. Деян. 10:43; 26:18). Покаяние дарует грешнику прощение грехов (см. Лк. 1:77; 24:47; Деян. 2:38; 13:38), а вера – преобразующую силу Духа Святого. Вместе эти спасительные дары – прощение грехов и способность к проявлению святости — упоминаются также в некоторых текстах Писания (см. Деян. 2:38; 26:18).
Возрождение
Возрождение – это вхождение в наше сердце Личности Духа Святого с Его дарами и благословениями (Ин. 1:12; 3:3-8; 1 Пет. 1:23; Тит. 3:5). Заключение с Богом духовного союза в результате проявления веры и покаяния наделяет нас способностью жить свято и угодно Господу. Сила Духа Святого позволяет теперь нам достигать больших духовных высот в борьбе с грехом и в служении Богу. По этой причине мы не можем согласиться со встречным обвинением, будто юридический акт прощения грехов не добавляет ничего к фактическому состоянию грешника. Следовательно, возрождение представляет собой начало процесса освящения, который продолжается всю нашу жизнь.
Искупление
Искупление – это ветхозаветное слово, воспринятое христианством. Поскольку в Ветхом Завете искупленными назывались евреи, в Новом – это одно из названий христиан (Еф. 2:11-19; 4:30; Откр. 5:9). Прошедшее время его использования свидетельствует о том, что верующие в Иисуса Христа освобождены от осуждения законом Божьим, поскольку ради их спасения на Голгофе Им была уплачена высокая и вседостаточная цена. Этому действию в Ветхом Завете соответствовало принесение жертвоприношения за грехи людей, которое осуществляли путем заклания, испечения на огне и съедения невинного животного. Этим действием как бы подчеркивалось, что эта заместительная жертва несет виновному человеку жизнь, поскольку избавляет его от заслуженного наказания.
Иными словами, ветхозаветная жертва лишь указывала на Голгофский подвиг Иисуса Христа, умершего ради прощения грехов всего человечества (Гал. 3:13; Еф. 1:7; Кол. 1:14; Евр. 9:12). То, что в Ветхом Завете евреи приписывали лишь себе, во Христе стало достоянием язычников. Именно это положение объясняет необходимость Павла обратиться к теме предопределения (Рим. 8-11; Еф. 1). Согласно его мысли, Бог предопределил спасение язычников еще до сотворения мира, но явил эту весть постепенным образом до тех пор, пока она не завершилась в акте Его Боговоплощения, обеспечившем возможность Его праведной Жизни и искупительной Смерти.
Усыновление
Верующий человек получает от Бога самый драгоценный подарок – включение его в Божий народ, в Божью семью, в число усыновленных Им людей (Рим. 8:15; Гал. 4:5; Еф. 1:5). В древности усыновленный человек обретал все права наследства, поэтому этот образ был перенесен Богом и на вопрос спасения. Некогда «блудный сын» теперь во Христе обретает статус Божьего сына, со всеми некогда утерянными и даже превосходящими их правами. С этого времени бывший грешник имеет честь носить имя «христианин», т.е. последователь Иисуса Христа. И это его положение ему не нужно зарабатывать добрыми делами. Добрые дела – это способ прославить Бога за полученное в дар Его спасение. Христианин может лишиться своего сыновства, только перестав считать себя Божьим сыном.
Примирение
Примирение не может состояться, если дружески настроенным является только один участник спасительного завета, поэтому Божье предложение мира грешник должен принять добровольно (Рим. 5:10; 2 Кор. 5:20). Желание Бога примириться с грешником было доказано в искупительной Крови Иисуса Христа, благодаря которой верующие «получили ныне примирение» (Рим. 5:1, 11; 2 Кор. 5:18-19). Обретение мира с Богом приводит к обретению мира друг с другом (Мф. 5:9; Еф. 2:14). Поэтому мир представляет собой часть Божьего благословения (Мк. 5:34; Лк. 1:79; 2 Ин. 3; Рим. 2:10; 8:6; Гал. 5:22; Флп. 4:7). Бог призывает Его людей к миру между собой и с другими людьми (Рим. 12:18; 14:19; 1 Кор. 7:15; 2 Тим. 2:22; Евр. 12:14).
3.Последствия спасения
Обретение спасения влечет за собой закономерные изменения в области не только нашего статуса, но и фактического изменения нашей природы. К этим последствиям относятся уже упомянутые выше следующие действия Бога – возрождение, оправдание, искупление, усыновление и примирение. Но мы их рассмотрели в предыдущем разделе по той причине, что все они появляются в момент обращения грешника к Богу и имеют полный и однократный характер Божьих даров. Ведь действительно нельзя быть наполовину сыном Божьим, или находиться только на пути к оправданию, искуплению, усыновлению, как невозможно общаться с Богом только на какую-то часть и принадлежать Его народу также лишь частично.
Но к последствиям спасения относятся не только эти одноразовые и полные по своему содержанию дары, но и такие дары, которые необходимо развивать со временем. И это — прежде всего, праведность или освящение, понимаемое не в юридическом, а в фактическом его смысле. В списке Павла эти Божьи дары мы усматриваем в термине «прославление». Действительно, что лучше может прославить спасенного человека, как не его фактическое преображение, пусть и отличающееся от того совершенства, которое мы можем достигнуть только в небе? Наша новая жизнь является одним из лучших свидетельств нашего обращения к Богу и принятия Им, хотя добрые дела являются не причиной, а лишь следствием данного обращения (Рим. 6:11-17; Евр. 12:11-14).
Христианин, идущий по пути своего личного освящения, удостоверяет свой высокий титул сыновства Божьего (Ин. 1:12; 2 Пет. 1:4; Рим. 8:30; 1 Кор. 6:19-20; Евр. 2:14). Его праведность является светом для неверующих людей и способом прославления Бога (Мф. 5:16). Поэтому христианский характер отображает славу Божью (Мф. 19:28; Ин. 15:8; 2 Кор. 3:18). Христос вводит братьев Своих в небесную славу (Ин. 17:22; Рим. 15:7; Евр. 2:10). Поэтому христиане обладают «неизреченной и преславной радостью» (1 Пет. 1:8), тем самым предвосхищая радость небесную (1 Пет. 4:13; 5:1, 4, 10; Рим. 8:18; Кол. 3:4; 2 Тим. 2:10).
При этом возможность отпадения от спасения – не важно однократная или многократная (скорее в наших глазах она будет многократной, а в Божьих – однократной) – находится в зависимости не от внешних грехов, а от внутренних – т.е. от возможности сознательного отречения или отказа от соблюдения тех условий, на которых мы приняли дар Божьего спасения. Именно этот сознательный отказ от своих обязательств пребывания в собственном спасении способен оскорбить Духа Святого и постепенно привести человека к потере и само «новой» природы, которой он обладал ранее. Разумеется, с «вечной» жизнью от этого ничего не случится, так же как с нею ничего не случилось и при нашем обращении. Она не увеличилась тогда и не может уменьшиться сейчас.
Заключение
Выше мы рассмотрели ряд сотериологических терминов, опираясь на их список, приведенный Павлом в тексте Рим. 8:28-30. Наше изучение этой темы показало, что порядок следования спасительных действий Бога в данном отрывке Писания был сохранен, но нуждался лишь в некоторых уточнениях и реже дополнениях. Бог действительно прежде, чем предопределять ту или другую судьбу человеку, предвечным образом предузнал его будущий выбор. Тем из людей, которые сделали свой выбор в пользу собственного спасения, приобретаемого на Божьих условиях, тем Бог предопределил действительно жизнь вечную. Тем же, кто отверг Божье предложение, была предопределена Богом печальная участь – отверженных в аду.
Следующее условие нашего спасения со стороны Бога – призыв. Это действие Бога начинается с самого нашего рождения и продолжается до нашего обращения к Нему в молитве покаяния и обращения. Бог «многократно и многообразно» (Евр. 1:1) «ведет («всякого человека») к покаянию» (Рим. 2:4). И здесь содержится самая благодатная весть Евангелия: никто не упущен, никто не оставлен без внимания, никто не отвержен безусловным образом. Мало того, для тех, кто не слышал полноты евангельской вести, спасительным становится его ответ на этот Божий призыв, каким бы частичным с информационной точки зрения он ни был. Божья любовь предлагает спасение всем людям, независимо от времени и места их земного обитания (1 Тим. 2:4; Тит. 2:11).
Потом Бог одаряет грешника, выполнившего условия спасения с его стороны (которые отнюдь не являются отдельным видом заслуг, а лишь выражением его ПОЛНОЙ зависимости от Божьей милости), различными дарами и благами спасения: возрождением, оправданием, искуплением, усыновлением и примирением. Эти дары являются полноценными и одноразовыми, почему и занесены в разряд обретения спасения. К настоящим же последствиям спасения относятся такие дары Бога, которые верующий человек должен развивать в своей жизни, чтобы выразить Ему свою благодарность за полученные даром милость прощения и любовь Божью. При этом если он по каким-то причинам перестал делать это, значит (еще до наступления этого момента) он уже изменил своей первоначальной вере или покаянию. Но знать точно, когда именно человек переступил меру Божьего долготерпения, тем самым лишившись однажды полученного спасения, никому из смертных не дано.