К чему приводит приближение к Богу и удаление от Него?
Гололоб Г.А.
В арминианско-кальвинистской дискуссии лично меня всегда волновали только два наиболее практических вопроса: сознательное принятие спасения грешником и опасность потери спасения верующим. Теперь я уже стал понимать, что оба эти вопроса тесно взаимосвязаны: если Бог внедряет в грешника Свою веру, тогда какая возможна потеря спасения, и, наоборот, если вера является личной реакцией воли грешника на Божье предложение спасения, тогда потеря спасения вполне возможна. Ниже я хотел бы порассуждать об этой взаимосвязи более детально.
Один момент и два процесса
Обычно библейское представление о спасении принято считать моментом искупления, возрождения, примирения и усыновления, а не процессом последующего за ними освящения. Иными словами, по крайней мере, протестантском богословии принято различать между собой момент возрождения и оправдания и процесс освящения и преображения в образ Христов как одномоментное обретение спасения и постепенное усвоение его последствий. По этой причине тому жизненному перелому, который мы называем обращением, как предшествует, так и последует за ним определенный процесс: одной своей стороной подготавливающий грешника к принятию спасения, а другой – позволяющий христианину усвоить все последствия этого решения.
При этом, библейское учение о подготовке к принятию спасения таково, что опирается на проявление грешником минимума веры, а Божья любовь (или лучше «предварительная благодать» – Ин. 1:9; Деян. 17:27; Рим. 2:4) делает для него все остальное. Очевидно, что когда мы будем говорить о приближении к Богу, то будем иметь в виду рост этой веры, а когда будем говорить об удалении от Него, то будем иметь в виду уменьшение этой веры. Подобную закономерность мы можно заметить и в случае с покаянием человека: когда он соглашается с Божьей оценкой его поведения, он приближается к Богу, а когда возражает ей, тогда от Него удаляется.
Некоторые богословы пытаются провести разделение веры на душевную и духовную части, доказывает то, что они совершенно надуманным образом видят разделение даже там, где его нет и поблизости. Вера должна быть нашей человеческой, а не подмененной Богом Его Личной. Как и покаяния Он требует нашего, а не Своего в нас, подменяя Своей Личностью личность нашу. Поэтому человеческая вера В (мы выделили этот предлог специально) Божью истину является уже не душевной, а духовной. Теперь становится понятным, почему Христос требовал распять себя, чтобы следовать за Ним, не от новой природы христианина, а от старой природы грешника. Поэтому нельзя пускаться в излишние деления веры на душевную и прочие части веры тогда, когда она одна — человеческая, но направленная на Бога.
Приближение к Богу и удаление от Него в Библии
О «приближении» к Богу говорят многие стихи Библии:
Пс. 72:28 «А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои».
Ис. 45:20 «Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов. Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает».
Ис. 58:2 «Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу». Примечательно, что последнему тексту предшествует следующий: «Укажи народу Моему на беззакония его, и дому Иаковлеву — на грехи его». Но, несмотря на это, здесь не осуждается духовный поиск, а лишь считается недостаточным без проявления ищущим покаяния.
Очень интересно проследить синонимы слову «приближение к Богу» по тексту Соф. 3:2 («Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается»). Это значит: слушать голос Бога, принимать Его наставления и уповать на Него. «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иер. 17:5). Здесь мы также обнаруживаем синонимы слову «приближаться»: надеяться на Господа и не делать плоть своею опорой.
А в Новом Завете об этом говорится совершенно ясно: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак. 4:8). Писание нигде не называет возрожденных людей грешниками, но всегда «святыми». Стало быть, здесь идет речь даже не о плотских христианах, а именно о тех, которые только казались верующими, но в действительности ими не были.
От Бога можно также и удаляться. «Горе им, что они удалились от Меня; гибель им, что они отпали от Меня! Я спасал их, а они ложь говорили на Меня. И не взывали ко Мне сердцем своим, когда вопили на ложах своих; собираются из-за хлеба и вина, а от Меня удаляются» (Ос. 7:13-14). «Не радуйся, Израиль, до восторга, как другие народы, ибо ты блудодействуешь, удалившись от Бога твоего: любишь блудодейные дары на всех гумнах» (Ос. 9:1). Удаление от Господа начинается там, где сердце начинает «любить» что-то другое вместо Него. Но если удаляется от Бога обычный грешник, то он собственно еще не изменяет Богу, но если от Бога начинает удаляться праведник – это уже измена Господу. Поэтому сознательное отступление от Бога следует отличать от простого удаления от Него. Отсюда в Писании крайняя степень удаления от Бога называется «отпадением».
Приближение к Богу и Божий призыв
Тема приближения к Богу сильно зависит от такого понятия как «призыв Господа». Если Господь призывает, тогда понятно, почему человек должен откликнуться на этот призыв. К чему призывает всех людей Бог? К вере в Его обетования и к раскаянию в своих грехах. Причем, Господь «призывает» к Себе всех людей и все народы:
«Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся. Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его. Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их. Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» (Пс. 33:6-9).
«И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога
Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима» (Ис. 2:3).
«Соберитесь и придите, приблизьтесь все, уцелевшие из народов. Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает» (Ис. 45:20).
«Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко. Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, — и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Вот, Я дал Его свидетелем для народов, вождем и наставником народам. Вот, ты призовешь народ, которого ты не знал, и народы, которые тебя не знали, поспешат к тебе ради Господа Бога твоего и ради Святаго Израилева, ибо Он прославил тебя. Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив» (Ис. 55:1-7).
«И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима» (Мих. 4:2).
Конечно, Бог призывает к покаянию также и Свой народ, например: «Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис. 1:18). Но это не означает того, что Он прощает грехи только Израиля, а грехи других народов не прощает. Поэтому нельзя утверждать, что Божий призыв прийти к Нему за милостью и благословениями относится только к Израилю. Это же замечание относится также и к новозаветному тексту: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Хотя оно было первоначально обращено к евреям, слушавшим Христа, поскольку они были неверующими, оно может и должно относиться также и ко всем неверующим людям, включая и язычников.
В последней книге Библии мы продолжаем слышать тот же самый призыв, который прозвучал в Едеме: «Адам, где ты?» Причем это сделано дважды:
1) «жаждущему дам даром от источника воды живой» (Откр. 21:6).
2) «И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть
приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откр. 22:17).
А если кто-либо не особенно внимателен, то этому призыву имеется и еще более ясное свидетельство: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Очевидно, этот стук Господа следует отличать от взлома двери сердца, которому учат нас кальвинисты.
Принуждает ли Божий призыв?
Кальвинисты говорят нам, что человек может искать Бога только после того, как Бог его призовет. Это утверждение верно по своему результату, но не по его причинам. Божий призыв действительно предшествует отклику человека на него, но сам по себе не порождает в этом человеке духовный поиск. Он лишь привлекает внимание этого человека к себе, а сам человек после этого делает выбор – проявить ли личный интерес к Богу, или оставить этот призыв без внимания. Иначе, нам бы трудно было бы объяснить необходимость призывов Бога к грешнику. Например: «Вкусите, и увидите, как благ Господь!» (Пс. 33:9); «Жаждущие идите к водам» (Ис. 55:1); «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его» (Ис. 55:7); «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся»
(Мф. 5:6); «Очистите руки, грешники» (Иак. 4:8). Здесь свидетельства Ветхого и Нового Заветов совпадают друг с другом.
В качестве доказательства принуждения Богом грешника к покаянию кальвинисты используют такой текст Писания: «Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом; ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего. Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их; вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их» (Пс. 106:10-14). Здесь они выделяют такие слова: «Он смирили сердце их работами», чтобы доказать, будто Бог не просто смягчает, а именно переделывает сердца грешников страданиями. Да, Бог может влиять на волю человека различными обстоятельствами, включая и страдания, но у этого влияния имеется предел, за которым оно перерастает в принуждение. В любом случае, это смягчение сердец нельзя назвать их перерождением в смысле сугубо внешнего по отношению к самому человеческому сознанию превращения из жестокого в мягкое.
Почему мы так думаем? Все по той же простой причине: не все эти Божьи меры достигают тех людей, на которых были направлены. Например, «Я вразумлял их и укреплял мышцы их, а они умышляли злое против Меня» (Ос. 7:15). «Не будьте такими, как отцы ваши, к которым взывали прежде бывшие пророки, говоря: «так говорит Господь Саваоф: обратитесь от злых путей ваших и от злых дел ваших»; но они не слушались и не внимали Мне, говорит Господь» (Зах. 1:4). «Так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему; вдовы и сироты, пришельца и бедного не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце вашем. Но они не хотели внимать, отворотились от Меня, и уши свои отяготили, чтобы не слышать. И сердце свое окаменили, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков; за то и постиг их великий гнев Господа Саваофа. И было: как Он взывал, а они не слушали, так и они взывали, а Я не слушал, говорит Господь Саваоф» (Зах. 7:9-13). И таких текстов в Библии очень большое число.
Тут кальвинисты начинают юлить, заявляя: «Не все откликаются на Божий призыв по той причине, что Бог не посылает им Своей помощи или благодати». А вот здесь мы попросим их остановиться и объяснить нам все по порядку: «Каким образом Бог может призывать кого-либо к покаянию и в то же самое время не предоставлять ему Своей помощи?» Разве в Его душе произошло раздвоение желаний, коль Он одним из них призывает грешника к покаянию, а другим – лишает его Своей помощи? Конечно, мы не можем выставлять Бога в таком неблаговидном и внутренне противоречивом образе. Получается, что здесь кальвинисты совсем запутались, поскольку их это объяснение похоже на следующее: «Люди не каются потому, что Бог на самом деле колеблется, призвать их к покаянию или не призвать». Получается, что сам призыв Бога становится ложным и иллюзорным. Но почему тогда виновным остается человек, к которому этот призыв так и не прозвучал?
Божий призыв рассчитан на принятие со стороны грешного человека. «Ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами» (Пс. 106:9). Это значит, что Бог не создает в каждом конкретном случае вначале потребность в духовной пище, а потом Сам же ее удовлетворяет, на чем настаивают кальвинисты. Эта потребность, имеющая характер влияния, а не принуждения, создана в душе каждого человека от самого ее сотворения, раз и навсегда. Только одни люди предпочитают заполнять ее рожками «мира этого», а другие — хлебом духовным. Поэтому Бог не воссоздает каждый раз в душе человека потребность в Себе, как будто она куда-то исчезла после своего первоначального сотворения в Едеме. А что касается влияния со стороны греха Адама, то из-за него она только дополнилась – на этот раз уже потребностью в прощении соделанного греха.
Все это свидетельствует о том, что вопрос спасения состоит из трех последовательных стадий:
1) вначале Бог обеспечивает каждого грешника всем необходимым для того, чтобы тот мог правильно откликнуться на Его призыв (Ин. 6:44; Рим. 2:4);
2) потом Бог призывает каждого грешника покаяться и поверить Его словам (Мк. 1:15; Деян. 20:21);
3) и, наконец, Бог дарует грешнику благословения спасения в ответ на его покаяние и веру, состоящие в прошении его грехов и в обретении силы для новой жизни (Деян. 2:38; 26:18).
Поэтому когда в Священном Писании речь заходит о спасении, нам всегда необходимо уточнять, к какой именно из трех этих его стадий в действительности относится сказанное. Если важны детали, тогда мы должны увеличивать «разрешение» нашего экзегетического объектива, если не важны, тогда достаточно общего утверждения, к которому сводятся все остальные: Божий призыв и отклик на него со стороны грешника взаимодействуют друг с другом, как написано: «Живущие в земле Фемайской! несите воды навстречу жаждущим; с хлебом встречайте бегущих» (Ис. 21:14). Бог несет нам воду жизни, а мы припадаем к ней, чтобы напиться. Здесь Божьи возможности соединяются с человеческой потребностью таким образом, что одно другому не мешает, а соответствует друг другу. И только после того, как мы напьемся, Бог дарует нам способность творить добрые дела или то, что мы называем новой жизнью.
Росток как зарождение жизни
Автор Послания к евреям использует один удивительный образ, правда уже вослед за Христом: «Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение» (Евр. 6:7-8). Взаимодействие земли и дождей напоминает нам притчу Христа о четырех видах сердечной почвы, уже взаимодействующих с самим семенем (Мф. 13:3-23).
Кальвинисты пытаются оба эти свидетельства отнести не к состоянию человека до его возрождения, а к его состоянию как возрожденного христианина. Но главная цель данной притчи Христа – личное отношение разных людей к принятию Слова Божьего, без чего невозможно дальнейшее плодоношение.
Как осуществляется обращение грешника к Богу? Путем реагирования на свидетельство Божье, зафиксированное для всех людей как в Священном Писании, так и в совести отдельно взятого человека. При этом имеются два принципа для осуществления благовестия спасения:
1) постепенность в порядке следования – «начиная… Самарии и до края земли» (Деян. 1:8);
2) постепенность в многообразии – «Я насадил, Аполлос поливал…» (1 Кор. 3:6).
В пространственном отношении Слово Божье должно распространяться, начиная с нашего дома (см. Лк. 8:39), а в качественном – каждый из нас обязан внести в дело его принятия в сердце и жизнь человека собственный посильный вклад: кто-то сеет, а кто-то поливает, кто-то выбирает сорняки, а кто-то уничтожает паразитов. По большому счету, это невидимый труд, поскольку жатва наступает только в конце. И, разумеется, эту жатву можно понять двояко: одномоментное посвящение сердца и длящееся во времени посвящение своей внешней жизни.
Потребность человека в Боге мы видим в духовном поиске таких людей, как самарянка, слепой Вартимей, мытарь Закхей, Македонянин, призывающий Павла во сне: «Приди и помоги нам», набожная женщина Лидия, темничный страж и другие. Все они своим духовным поиском подтвердили истинность урока, который преподал апостолу Петру Господь: «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34-35). Понятно, что саму способность к вере и покаянию вселил в души этих людей Бог еще от создания мира, а теперь требует ее добровольного использования, причем в условиях существования реального греха. Как Адам согрешил добровольно, так каждый из нас грешников должен добровольно вернуться к Богу.
Рост и уменьшение покаяния
Из библейского материала, повествующего о росте покаянного чувства, мы можем взять, например, патриарха Иакова. Первоначально его поведение вполне отвечало его имени. Он обманом выкупил у своего брата первородство, потом обманом добился отцовского благословения. Когда же бежал в Харран, то и там начал обогащаться при помощи обмана. Но Бог постепенно подводил его к покаянию. Решительная схватка произошла в ту ночью, когда Иаков перевел через поток Иавок свою семью и готовился встретить своего разгневанного брата, Исава. В борьбу с ним вступил таинственный «Некто», от которого он потребовал благословения.
Этот «Некто» не желал впустить Иакова в Ханаан в его грешном, т.е. нераскаянном состоянии. А это, скорее всего, был тот же «Ангел Господень» или Божий Сын в Его довоплощенном состоянии. Это мнение признавали многие раннехристианские комментаторы Библии, например: Иустин (Dial, cum Tripb.), Климент (Paedag. L. I), Тертуллиан (Contra Praxeam), Афанасий (De Trin. L. IV, et V), Златоуст (rat. Cont Arian. Ill), Иларий (in Act. Apost, с. VII), Феодорит (m Gen. Quaest. XCII). И только после того, как Иаков признал себя «обманщиком», он получил Божье благословение и пошел встречать брата, уповая уже не на свои подарки, а на Божью милость. Иаков, наконец, признал правоту Божьей оценки его прежнего поведения, но случилось это не сразу.
Таким образом, мы видим, что Иаков стал патриархом Израиля не сразу, а после долгой и упорной борьбы с Богом. Он никак не мог согласиться со своим именем, которое означало «обманщик», но Бог дал ему другое имя — Израиль, которое говорило ему о новой его сущности. И хотя жизнь Иакова была трудной, извилистой и шероховатой, это была жизнь человека, который любил Бога и стремился к Нему. Он хотел получить первородство, дорожил им – в то время, как для Исава это первородство ничего не значило. Поэтому, в конечном счете, Бог принял Иакова, и отверг Исава.
В последнем случае мы имеем дело с уменьшением веры Исава. Нечто подобное случилось с такими великими людьми, как Валаам, Соломон, Саул, и особенно Иуда Искариот, Анания с Сапфирой и Димас. Однажды допустив в свое сердце грех, они стали на путь угашения силы Духа Святого, доведя Его своим непослушанием до оскорбления и полного удаления из их жизни. И хорошо, если это произошло обратимо, как у Давида, восклицавшего: «Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (Пс. 50:13-14). В других случаях, вместе с уходом Духа Святого утрачивается не только радость спасения, но и оно само, как написано: «Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась» (Откр. 2:21). «А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих» (2 Пет. 1:9).
Рост и уменьшение веры
Подобно покаянию, спасительная вера не возникает сразу, а растет постепенно, как у Неемана. Вначале ее хватило у него только для того, чтобы отправиться в путь, но не хватило для того, чтобы принять совет пойти омыться в водах Иордана. Некоторые останавливаются на этом пути (см. «недалеко ты от царствия Божия»), а другие продолжают и достигают полноты веры, а вместе с ней и всех ее благословений. Поэтому Христос сказал одному человеку, который имел слабую веру: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк. 9:23-24). И Господь охотно помогает даже таковым, поскольку о Нем написано, что Он «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф. 12:20).
Об опасности угашения или даже полной потери веры говорят нам следующие тексты Писания: «Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» (1 Тим. 1:19). «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим. 4:1). «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). «Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру» (1 Тим. 5:12). «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:10). «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры» (1 Тим. 6:20-21). Целых шесть свидетельств в одном только небольшом Послании апостола Павла!
Заключение
Выше мы рассмотрели вопрос о том, как происходит приближение к Богу и удаление от Него. Это происходит в перемене отношения человека к таким вопросам как вера и покаяние. Хотя само спасение обретается в один момент обращения человека к Богу, до этого момента и после него он испытывает долгий период как подготовки, так и усвоения спасительных даров. И если в первом случае человек приближается к Богу, чтобы обрести спасительный дар прощения грехов и силы Духа Святого, то во втором – чтобы начать приносить Богу добрые дела в качестве плодов святости. Равным образом, если в первом случае человек, удаляясь от Бога, тем самым уменьшает возможность своего спасения, то во втором христианин, упорствуя в своем нераскаянии и сомнении, может остаться без общения с Духом Святым – временно или навсегда.