Христианская верность
Гололоб Г.А.
Слово «вера» имеет в Библии следующие значения: «верность», «настойчивость», «терпение». Многие люди осуществляют хорошие начинания, однако не имеют силы их завершить или довести до победного конца. Почему так бывает? Оставляет ли таких людей Божья благодать, или они виноваты в этом сами? Как относиться христианину к тому, что ему не всегда удается жить победной жизнью? Подразумевает ли христианская верность также и совершенство в вопросе освящения?
Ниже мы хотим разобрать несколько типичных случаев проявления Божьими людьми верности, понимаемой в качестве способности «устояния», т.е. преодоления как внешних препятствий, так и внутренних сомнений. Затем мы сделаем несколько выводов из нашего исследования, чтобы понять характер христианской верности в ее отношении к такому понятию, как «совершенство» в святости.
Верность Авраама
Авраам назван в Писании «другом Божьим» (Иак. 2:23), а также примером для всех новозаветных верующих (Рим. 4:12). Однако его жизнь не была совершенной, поскольку он несколько раз ошибался: (1) предполагается, что он ошибочно взял отца и Лота с собой в обетованную землю; (2) уклонился в Египет, где выдал свою жену за сестру; (3) сомневался в Боге, даст ли Бог ему потомство, почему и взял себе несколько других жен, кроме Сары, и т.д. И это были довольно крупные промахи, поскольку до сих пор его потомки (евреи и арабы) враждуют друг с другом. Однако, среди всех этих перипетий жизни Авраам стремился к Богу, и Бог ценил это выше всего остального!
Даже вера Авраама не была совершенной. Так, отправляя своего слугу Геезия в Харран, чтобы привести Исааку невесту, он делает одну оговорку: если она не согласится, он должен будет вернуться назад ни с чем (Быт. 24:8). Можно ли это рассматривать как маловерие? Нет, это больше похоже на обычную осторожность и понимание условности Божественного обетования: «Значит, я не понял Господа. Значит, у Него есть для меня другой план». Но Бог благословил эту поездку, несмотря на эти колебания веры Авраама.
Пожалуй, наивысшим проявлением верности Авраама считается принесение им своего сына в жертву (Быт. 22). Мы знаем, что это была лишь попытка, поскольку Бог не допустил сделать ему это. Конечно, Сам Бог хвалит Авраама за готовность принести своего сына в жертву. Авраам так долго ждал этого сына (двадцать пять лет), и вот Бог отбирает его назад. Зачем? Здесь его вера появилась в своем преобладании не только над разумом, но и над чувствами.
Но, если вдуматься в эту ситуацию, то большая заслуга принадлежит также и самому Исааку. Как мог престарелый старец связать молодого и полного сил юношу, да еще и возложить на жертвенник, имеющий метровую высоту? Это означает, что Авраам не принуждал Исаака, когда это делал, но опирался на его личное согласие быть принесенным в жертву Богу.
Возможно, это происходило так:
— Отец, вот теперь мы уже на месте. Жертвенник уже построен, дрова лежат на нем. Где же жертвенное животное?
— Дорогой сынок, я не знаю, как тебе это объяснить, но Господь повелел принести Ему в жертву именно тебя. Как ты к этому отнесешься?
— Как это может быть, отец?
— Я не знаю, мой дорогой сын. Он так повелел, и я должен это исполнить.
— Ты правильно понял Его слова?
— Да, сын мой.
— Тогда я готов исполнить Его волю. Пусть будет так, как Он сказал.
И только после этих слов Исаак взобрался на жертвенник и позволил отцу его связать по рукам и ногам. Трудно передать те чувства, которые испытывали в это время они оба. Но в последний миг Господь остановил Авраама и оценил по достоинству его верность Себе. Это действие стало символом Голгофской Жертвы Иисуса Христа.
Верность Исаака
Обычно верность Исаака связывают с благословением его детей, но, как мы хорошо знаем, здесь он не был безупречен, поскольку хотел сделать как раз противоположное воле Божьей (Быт. 27). Он знал о том, что его жене было предсказано, что «больший будет служить меньшему», но попытался сделать обратное. Его жена, Ревека, убежденная в своей правоте, рискнула добиться Божьего человеческим путем. Позже, мы полагаем, им обоим пришлось покаяться в своих ошибках. И примирение сыновей произошло, хотя уже и после смерти их родителей. Но Бог не отрекся от Исаака из-за его плотских привязанностей, тем самым показывая ему, что Ему дороги не дела человека, а расположение его сердца. И подобно тому, как Исаак веру подменял своим чувством, мы склонны подменять свою веру делами, тем самым принижая ее значение.
Верность Моисея
По Божьей воле, Моисей воспитывался в доме фараона. Вначале Моисей думал, что его огромная власть поможет в избавлении Израильского народа, однако ему пришлось от нее отказаться. Истинная верность Моисея Богу выразилась в том, что он смог сделать переоценку своих первоначальных ценностей и посмотреть на ситуацию со стороны Всемогущего Бога, Которому нужны не сильные, а верные люди. Моисей отказался от славы, богатства и удобств «этого мира» не только для себя, но и для народа Божьего, который не прочь был бы воспользоваться ими, так что часто даже искушал его самого (см. наименование «кротчайший из всех людей на земле» в тексте Числ. 12:3).
Моисей также часто ошибался, например, ударив в скалу тогда, когда от него требовалось лишь сказать ей дать воду. Но Богу он был нужен таким, каким он был, поскольку он обладал главным – крепкой верой в Господа и кротостью характера. Так, однажды он стоял на горе с высоко поднятыми руками, прося у Господа помощи в битве Израиля с Амаликом. Когда они уставали и опускались — одолевал Амалик. Но Моисей имел сильное желание их снова поднимать и удерживать простертыми, используя для этого даже чужую помощь! И Бог высоко оценил верность Моисея, несмотря на то, что не позволил ему войти в обетованную землю.
Верность Иова
Этот человек не сам себя назвал праведным, а был особо отмечен Самим Богом (см. напр. Иов. 1:8). Однако даже в жизни этого человека были допущены отдельные ошибки. Конечно, вначале его испытания, допущенного Богом, он держался хорошо, но затем не выдержал и начал косвенным образом обвинять Бога в несправедливости. В принципе он не был против того, чтобы исповедать свою вину перед Ним, но он ее просто не обнаруживал в себе: «Воззвал бы Ты, и я дал бы Тебе ответ, и Ты явил бы благоволение творению рук Твоих… В свитке было бы запечатано беззаконие мое, и Ты закрыл бы вину мою» (Иов. 14:15-17). Его друзья пытались найти ее в нем. О, как просто это можно было бы сделать, например, в наши времена! Но не нашли. Поэтому Иов искал ответа на причину своих страданий у Самого Бога. В конце концов, Бог заговорил с Иовом, и тот понял, что был не прав. «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов. 42:5-6). Итак, раскаяться пришлось даже такому праведнику, как Иов.
Верность Гедеона
Еще одним примером того, что верность не всегда означает силу, является личность Гедеона. Ангел застал его выбивающим пшеницу в глубокой яме и скрывающимся от мадианитян, но не обвинил его в неверии, сказав противоположное: «Господь с тобою, муж сильный!» (Суд. 6:12). «Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: «из Египта вывел нас Господь»? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян» (Суд. 6:13). Как видим, Гедеон, пребывая в отчаянном состоянии, не высказывает сильной веры в водительство Божье. Но, несмотря на то, что он разочарован в Боге, Бог не оставляет его и убеждает в Своем водительстве.
Иными словами, верность Богу у Гедеона возникла не сразу, а постепенно возрастала, наподобие веры Немана (тот вначале имел столько веры, чтобы лишь тронуться в путь, а потом она возросла до повиновения приказу Елисея). Но Бога интересует само наличие этой верности, а не ее степень (см. Лк. 17:6). Кстати, Бог обратился к нему именно тогда, когда Гедеон пришел в отчаяние. Это говорит о том, что Божья помощь никогда не опаздывает, потому что на отчаянную молитву Бог отвечает сразу и без замедления.
Верность Самсона
Чего-чего, а верности от Самсона мы уж никак не ожидали. Однако Писание нам говорит обратное (Евр. 11:32). Почему? Если присмотреться к этой личности, то можно сказать, что у Самсона было одно важное достоинство – он не боялся своих врагов. Бог потому и наделил его необычной силой, что сам дух его не мог жить в рабстве.
Однажды его связанного предали филистимлянам свои же братья, а он продолжал бороться, несмотря на страх всех остальных (Суд. 15:11-16). Он предоставил себя в распоряжение Бога для того, чтобы избавить Его народ от филистимлянского ига, хотя и не всегда он делал это правильным образом и методами. Поэтому Бог и использовал этого одиночку для освобождения Израиля, до смерти запуганного силой филистимлян.
Это – как раз тот случай, когда гораздо лучше делать дело Божье с ошибками, чем вообще его не делать. Для нас всех этот факт служит ободрением: даже если ты и слаб, не отчаивайся, Бог не оставит тебя без Своей помощи. Да, ты пройдешь через огненное испытание, очищающее и преображающее твой характер, но все же сохранишь Ему верность.
Верность Давида
Мы восхищаемся сильной верой молодого Давида, однако упускаем один факт. Когда Давид выходил против Голиафа, то выбрал из ручья не один, а пять камней. Конечно, из пяти взятых им камней Бог благословил его первый бросок, но он мог бы взять с собой только один. Почему же он не мог довериться Богу еще больше? Потому что он имел человеческий страх, и его можно понять. Бог же не сказал ему там, у ручья: «Маловер», а позволил запастись большим количеством камней.
Но самым страшным грехом Давида было преступление против Урии Хетеянина. Почему же Бог продолжал иметь с ним дело даже после этого падения? Потому что, несмотря на все его грехи, Давид старался служить Господу и любил Его, подобно отрекшемуся от Христа Петру, не имевшему права сказать чего-либо большего, чем это: «Ты знаешь, что я люблю Тебя». В противоположность ему можно поставить Саула, который отступил от Господа, подобно Иуде Искариоту.
Получается, Бог предпочитает иметь дело со слабым, но верным, чем с сильным, но неверным человеком. И верность эта больше касается внутреннего состояния человека, чем внешних действий, осуществление которых обычно сталкиваются с различного рода объективными проблемами (см. Рим. 7:18-19).
Верность Илии
Пророк Илия прославился тем, что, помолившись, вернул дождь на землю. Однако тот же Илия вскоре сел под можжевеловый куст и взмолился Господу: «Довольно…» (3 Цар. 19:4). Оказывается, и сильные духом верующие могут ослабевать в вере и уставать до изнемождения. Во всех этих случаях Бог обращается к слабому или ослабевшему верой и говорит подобное тому, что сказал однажды одному человеку Господь Иисус: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9:23). Иными словами, Бог готов помочь в ответ даже на малую веру, хотя в других случаях и осуждает ее (см. напр. Лк. 8:25).
Верность троих юношей
Все мы восхищаемся подвигом троих евреев, не побоявшихся нарушить приказ царя Навуходоносора. Но и здесь мы видим одну оговорку: «Если же и не будет того…» (Дан. 3:18). Как видите, эти юноши допускали мысль, что могут сгореть. Самые суровые критики могут воскликнуть: «Маловеры!» Но была ли у них вера? Несомненно. Но какая, если они допустили сомнение в том, что Бог может их спасти? Однако их верность не зависела от веры в возможность избавления. Почему? Потому что они были тверды в главном: «Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (там же). Таким образом, вера этих юношей заключалась в проявлении верности Богу при любых обстоятельствах!
Верность Иосифа и Марии
Наверное, это был первый новозаветный праведник. Почему? Потому что он поступал не по ветхозаветной, а по новозаветной праведности. Ветхозаветная праведность требовала от него осудить «проступок» обрученной с ним невесты, Марии, но он решил тайком отпустить ее. Это шло в разрез с принятыми в еврейском обществе обычаями. Но во сне он получил новое откровение: ему следовало ее принять, несмотря на людскую молву относительно отцовства ее ребенка. Это был более опасный шаг: нести на себе позор мужа, преступившего нормы поведения, обычные при обручении. У людей могло сложиться мнение, что они вступили в незаконные брачные отношения.
Не меньшей праведностью обладала и сама Мария, давшая согласие на невероятное: носить под своим сердцем Богочеловека. Это решение стоило ей многого. Дело в том, что женщины в ту пору носили одежду, указывающую на ее статус: незамужняя, обрученная и замужняя. Когда пришло время родить, Мария все еще должна была носить одежду обрученной, что сразу привлекало к себе всеобщее внимание, и связанной с ним порицание. Вот почему их не приняли в Вифлееме даже родственники Иосифа. Нести Богом данное поручение такой ценой могли лишь настоящие праведники.
Верность Павла
О Павле нам известно более, чем о ком-либо из учеников Христа в Новом Завете. Он сделал для Бога столько, что от него, в первую очередь, можно было бы ожидать искомого нами совершенства. То, что Павел, по крайней мере, не всегда проявлял христианское совершенство, видно из следующего: 1) высокомерно отказался брать в миссионерское путешествие проявившего ранее нерешительность Марка (Деян. 36:41); 2) необдуманно оскорбил первосвященника, за что потом извинился (Деян. 23:3); 3) по малодушию публично назвал себя «фарисеем», чтобы внести раскол в лагере его оппонентов (Деян. 23:6); по малодушию принял участие в иудейском обряде (Деян. 21:19-26) и другие.
Верность Петра
Из Нового Завета мы приведем только один случай, связанный с отречением апостола Петра. Петр допустил в свое сердце гордость и чуть не отпал от Бога. Но он осознал свой грех и покаялся перед Ним (Мф. 26:75; Лк. 22:62). Получается, что Господь знает нас лучше, чем мы сами себя! У Петра кипела кровь, когда он говорил: «Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лк. 22:33). Но Иисус ему ответил: «…Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (ст. 32). Иисус беспокоился об одном: лишь бы Петр не утерял самого главного — веры.
Наш духовный дом состоит из фундамента и стен с крышей. Иногда, кажется, что фундамент не важен, поскольку его никто не видит. Но это не так, фундамент важнее всего остального из чего состоит дом. Так и в духовной жизни: ее фундаментом является вера, а дела – лишь стенами и крышей. Если поврежден фундамент, дом долго не устоит, поскольку стене невозможно держаться крепко на слабом основании. Но если повреждены стены, дом будет еще долгое время стоять, поскольку ему есть на чем стоять. Иногда кажется, что по делам человек отпал от Бога, но если в нем имеется вера, он может не только вернуться к прежним делам, но и превзойти их. Таким примером является апостол Петр. Бог не только поднял его, но еще и вручил Ему Свою Церковь (Ин. 20:15-17).
Конечно, в Священном Писании мы можем найти таких лиц, о которых нет никаких сведений об их несовершенстве (напр. Иисус Навин или Даниил). Однако это не означает того, что в реальной их жизни не существовало каких-либо ошибок и согрешений. Но что значит этот факт? Мы видим, что Бог использует в Своих целях не совершенных, а «верных в малом» Ему людей. Почему? Потому что надеющийся на себя, будет постыжен, как, например, Петр, а согрешающий, но исповедующий свою вину перед Богом для того, чтобы получить прощение своих грехов, будет уповать не на свои способности угодить Богу, а на Божьи помощь и милосердие (1 Кор. 1:26-31). Это значит, что праведником перед Богом является не тот, кто не согрешает, а тот, кто исповедует свои грехи, обретая их прощение и помощь, чтобы идти дальше.
Верность в слабости и в падениях
В Библии нетрудно заметить, что некоторые из Божьих людей достигали в своей верности больших высот, некоторые – меньших, но всех их объединяла вера в Божью помощь и силу, а в не свои способности. Мы увидели в ней также и то, что Бог не отрекается ни от сильных в вере, ни от слабых в ней. Но нам важно понять, почему Он это делал и на каких основаниях? Этим основанием является состояние сердца человека, а не его плотские или духовные достижения. Скажем больше, Бог ценит в людях больше их желания, чем просто действия. Почему? Потому что в условиях существования внешнего зла наши мотивы не всегда и с трудом воплощаются в действия. Это значит, что по ним нельзя судить о состоянии человеческого сердца, как это обычно делают люди. Бог же смотрит в само сердце и этого оказывается достаточным для того, чтобы знать его совершенным образом.
Как часто мы не понимаем того, что нам не нужно улучшать себя самим не только для прихода к Богу, но и после него. Нам нужно просто довериться Ему и не считать своих поражений, анализируя то, насколько помог нам Бог. Любовь так не поступает. Любовь вручает себя Другому и не боится говорить «прости», когда ошибается. Нам нужно понять, что человека спасают не заслуги перед Богом, а потребность в помощи, которая не должна прекращаться до тех пор, пока мы находимся в бренном теле. Это подобно взгляду веры евреев на медного змея: сколько бы не жалили нас змеи греха, мы должны не переставать взирать верой на Голгофу. В конце концов, спасает верующего именно этот непреклонный взгляд веры на Голгофский подвиг Иисуса Христа независимо от того, насколько далеко мы продвинулись в своем практическом освящении.
Некоторые люди считают, что Бог любит только сильных в вере. Наверное, так же думали и евреи до прихода в мир Иисуса Христа. Поэтому они отвергали мытарей и блудниц, не желая впускать их в синагоги или садиться с ними за один стол. Для того, чтобы принять этих «грешников» в израильское общество снова, от них требовалось полное исправление и выдержка «испытательного срока». Но поскольку их грехи повторялись с определенной периодичностью, ортодоксальные евреи отказали им в принятии. Еще одной причиной осуждения этих людей фарисеями то, что они узурпировали себе право, определять приемлемый уровень святости. Как известно, сами фарисеи являли скорее лишь внешнюю святость, а не внутреннюю. Нежелание подчиняться этим обрядам, которые были основаны на «предании старцев», закрывало от этих людей возможность полноценного восстановления в израильском обществе.
Подобное положение вещей, к сожалению, имеет место и в наши дни. Конечно, тот факт, что некоторые грехи повторяются, плох сам по себе, но он не учитывает внутреннего желания грешника. Поскольку посторонним людям эти желания остаются неизвестными, они склонны считать грешников в качестве неисправимых. Кроме того, многие церковные ограничения могут быть основаны на «церковном предании», а не на Слове Божьем. Поэтому Иисус Христос отверг все «человеческие предания» и решил пойти на встречу этим людям, объявив их, как Закхея, Своими друзьями. В один миг эти грешники обрели в себе силы раскаяться и начать новую жизнь. В этом содержится большой урок для каждого из нас: нам нужно научиться полюбить не только невозрожденных грешников, но и слабых и не всегда успевающих верующих.
Конечно, зрелым христианам обидно, что они служат рядом с другими, которые не смогли достигнуть в ожидаемой святости того же уровня, что и они. Современные фарисеи также сталкиваются с сильным искушением считать их виновниками данного положения. При этом они так часто и так ревностно упрекают неуспевающих, что доводят их до отчаяния. Духовно слабые верующие вдруг обнаруживают возникшее к ним отчуждение, исходящее со стороны всех остальных, невольно отделяются в особую группу, а потом и полностью уходят из церкви, поскольку чувствуют себя здесь чужими. Таким путем наша святость становится причиной гибели наших братьев и сестер. Это ужасно!!! Получается, что современные фарисеи злоупотребляют законом, который превращают лишь в средство «криминального» преследования верующих. Да, закон обнаруживает грех, но без благодати он способен только осудить человека, но не помочь ему выбраться из затруднительного положения.
Да, в каждой церкви существует «общий» стандарт в поведении, чтобы верующих можно было отличить от неверующих. Но этот стандарт часто ограничивается лишь внешними требованиями «не курить», «не пить», «не грубить», а Бог смотрит глубже, чего мы, даже будучи возрожденными людьми, не можем себе представить очевидным образом. К тому же все люди — разные, и то, что дается легко одним, не всегда дается таким же образом другим. Причина этого состояния находится в слабом доверии Господу, но в любом случае духовно зрелым христианам нельзя унижать духовно слабых верующих, а, напротив, проявить готовность помочь им подняться до нужного уровня.
К сожалению, современные фарисеи в реальности нуждаются в Божьей милости больше, чем современные грешники. Почему? Потому что им нравится делать то, что было бы видно другим, поскольку мы все сильно зависимы от мнения других людей. Это приводит к тому, что таким путем мы приучаемся служить церкви вместо Бога. И проблема не в том, что наши церкви, как и наши служители, могут ошибаться. А в том, что внешняя святость часто у нас не отвечает святости внутренней. Нельзя согласиться с тем, что регулярное посещение собраний и ношений косынок является исчерпывающим доказательством нормальной духовной жизни верующих. Но в реальности происходит именно это. Нам важно понять, что духовная истина всегда глубже внешних требований и потому не всегда совпадает с ними. Глубину же внутренней духовности никогда не исчерпать внешними мерками.
Почему нам так нравятся дела? Однажды я, ремонтируя какой-то прибор, упустил мелкую деталь, которая упала мне под ноги, где лежали три набитые чем-то пакета. Два из них были белого цвета, а один черного. Поскольку деталь упала таким образом, что послышался шум шуршащих пакетов, я понял, что она лежит на одном из них. Но деталь была мелкая — и потому я никак не мог ее заметить. Когда же я не обнаружил ее на белых пакетах, то задался вопросом, как же понять этот специфический шум. Она должны быть здесь, но почему ее нет? И только тогда я понял, что искал не там, где нужно было. Когда я присмотрелся к черному пакету, то наконец-то ее увидел.
Почему же мой взгляд обратился сразу на белые пакеты, а не на черный? Потому что там легче было найти деталь. Я автоматически избрал более легкий путь поиска, совершенно проигнорировав более трудный. Но жизнь всегда предполагает сложности. Так и здесь: нам выгодно поднести Богу свои дела, лишь бы Он не претендовал на наше сердце. Нам выгодно посвятить ему часть того, что мы имеем, но не самих себя целиком. Нам удобнее нанять своего брата, чтобы он сделал вместо нас требуемый от нас труд. Но делами тела невозможно заменить усердие сердца. Это значит, что важно не то, чем мы обладаем, а то, кем мы являемся; не то, что нам удается сделать, а то, к чему мы стремимся; не тот труд, который мы производим, а тот дар, который мы принимаем по Божьей милости.
А как же быть с «совершенством»?
Нам могут возразить, что некоторые тексты Писания позволяют нам думать, что христиане не только призваны быть «совершенными» (см. напр. Еф. 4:1), но и непременно должны ими стать. Самым известным текстом здесь является следующий: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). На первый взгляд кажется, что он говорит о необходимости не только подражать Богу, но и сравняться с Ним в Его святости. Однако это ошибочное понимание данного места Писания, если в его исследование включить также и контекст.
Контекст же сравнивает последователей Христа не с Богом, а с неверующими людьми: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Мф. 5:44-47). Оказывается, быть «совершенным» (по сравнению с этим миром) равнозначно любить наших обидчиков, как это делает Бог по отношению к грешникам. Однако никто из нас не может любить грешников в той же степени, как это делает Бог.
Поэтому союз «как» означает уподобление, а не отождествление с Божьей любовью. Для людей этого мира данный идеал недостижим. Кроме того, слово «совершенный» означает не только «непорочный» или «чистый», но также и «зрелый» или «полный». Полноту же человеческого естества следует отличать от полноты Божественного в силу различных возможностей этих природ. В меру своего человеческого естества мы можем и должны подражать Богу в любви, но мы не можем сказать того, что эта наша любовь является настолько же полной, как и любовь Божья. Человеческая зрелость означает не только владение умением прощать обиды, любить врагов и быть кроткими, но и проявлять твердость в искушениях, верность в заблуждениях и плодотворность в служении (1 Пет. 5:10; Рим. 4:2; 1 Кор. 14:20; 15:58; Еф. 4:12-14; Флп. 3:15; Кол. 1:23; 1 Фес. 3:3; 2 Фес. 2:2; ср. 1 Кор. 3:1; Евр. 5:13). Именно по той причине, что совершенство не тождественно верности, Павел мог сказать: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился…» (Флп. 3:12).
Что же это открытие значит для нашей христианской жизни? Некоторые возражают данному мнению следующим: если идеал недостижим, тогда он и бесплоден. Однако даже если идеал достижим лишь частично, нельзя говорить о том, что он вообще не нужен. Многие вещи мы совершаем в жизни далеко небезупречным путем, однако это помогает нам решать большинство тех проблем, с которыми мы сталкиваемся. Поэтому даже слабое подражание Богу является все же подражанием, к которому необходимо стремиться. Но данное обстоятельство имеет еще одно значение: единой для всех христиан определенной нормы в проявлении святости не существует. Важна не степень святости, а сам факт ее наличия.
Это значит, что, идя по пути освящения, мы можем кого-то опережать или от кого-то отставать. Однако – это не должно быть причиной для высказывания каких-либо упреков в сторону отстающих, поскольку недостатки слабых наших братьев и сестер должны покрываться любовью, состраданием и содействием. Именно этим новозаветная святость отличается от ветхозаветной. Вопрос реагирования на злоупотребления христианской любовью мы оставим в стороне, поскольку здесь у нас меньше проблем, чем в области проявления христианской терпимости и снисхождения.
И еще пару доктринальных моментов. Любой практический недостаток часто определяется неправильными доктринами, в которых, зачастую, только ошибочно смещены акценты, искажая истину либо преувеличением, либо преуменьшением их настоящего значения. Например, кальвинисты учат о Боге Власти и Боге Силы, забывая о том, что Бог часто проявляет Себя также и в нашей «немощи». Они также учат о Боге Справедливости, одинаково относящейся ко всем людям, но забывают о Боге Любви, также одинаково относящейся ко всем людям. Да, Бог не может смотреть на злодеяния людей, однако у Него много милости, чтобы помочь им искать ее, взывая к Нему даже изнутри своего греховного состояния. Поэтому всякий раз, когда над нами поднимается гроза Его гнева, тут же появляется и радуга Его милости. И это обетование, обращенное ко всем людям, было дано Ною и его потомкам (Быт. 9:14-15).
Кальвинисты также ошибочно утверждают, что сама вера причиняется Богом, а значит верность Ему – это Его дар. В подтверждение этому они приводят следующие слова из Нового Завета: «взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса…» (Евр. 12:2). Но они видят только часть истины, не обращая внимания на другую, ее дополняющую, а именно: здесь говорится о нашей обязанности «взирать» на Христа, как на Того, Кто является «началом и концом» нашей веры. Да, Он дал нам эту способность и содействует ее правильному проявлению до конца нашей жизни. Но верить должны мы сами. Выражение «начало и конец» указывает на зависимость нашей веры от Божьей помощи, но сама эта зависимость должна быть добровольной, чтобы быть реальной и потому угодной Господу. Вынужденных даров Бог не принимает.
Кальвинисты также не правы, утверждая, что Богу не нужна наша вера и покаяние, поскольку всем этим якобы можно похвалиться. Однако покаянием и упованием на Бога не хвалятся, но проявляют свою беспомощность. Хвалиться верой – это все равно, что хвалить кнопку лифта за то, что она поднимает нас вверх быстро. Поднимает нас благодать, а не вера. Вера же лишь простой посредник. Равным образом, сила тока заключена в нем самом, а не в том проводнике, по которому он движется. Это значит, что кальвинисты в своем заблуждении вместе с водами «дел» выбрасывают также и самого младенца «веру». Они не поняли того, что вера – это требование Божье, а не дар, тем более безусловный. Да, без Божьей помощи не было бы и нашей веры, но эта помощь предоставлена всем людям и не является принудительной (Ин. 1:9; Рим. 2:4). Поэтому весь вопрос упирается не в то, что «Бог не дал», а в том, что человек «не принял» (Ин. 1:12). Поэтому мы угождаем Богу лишь своей верой, но не делами.
Конечно, верность доктринам не всегда определяет спасение. Тем более, теорию следует отличать от практики. Но Писание убеждает нас в том, что Дух Святой является «залогом» того, что мы достигнем неба, несмотря на наши слабости. А если есть свидетельства водительству Духа Святого в нашей жизни, значит есть и гарантированное Им спасение. Нам нечего бояться. Нет его – вот тогда следует бить тревогу. Но чтобы этого не произошло, Дух Святой следует ценить, чувствуя, где мы Его огорчили. Это значит, что в спасении мы можем быть более уверенны как раз тогда, когда знаем, на каких условиях оно получается (при их соблюдении) и теряется (при их нарушении).
Заключение
Если взять любого героя веры из одиннадцатой главы Послания к Евреям, то можно обнаружить, что все они падали, но умели подниматься и идти к поставленной цели, пусть и с разными темпами. Почему это было возможным? Потому что «они стремились к лучшему»! Да, нам так хочется побеждать, но нам нужно задаться вопросом: ради чего мы это желаем делать? Не просвечивается ли здесь наша гордость, которая противна Богу в принципе, т.е. даже если она и наряжена в христианские одежды? Человек, надеющийся на самого себя, не способен доверять исключительно Господу.
Мы выяснили, что верность Богу состоит не в том, чтобы не падать, а в том, чтобы всякий раз уметь признавать свои ошибки, осуждать их и с Божьей помощью стараться не повторять в последствии. Почему только «стараться»? Потому что это – внутреннее желание, часто сталкивающееся с трудностями в практическом его осуществлении. Хотя христианская верность не означает совершенства и часто сопряжена с колебаниями и сомнениями, она все же существует, и этого достаточно для пребывания в состоянии спасения. Нельзя пускать телегу освящения впереди лошади спасения. Славить Бога по-настоящему способен только возрожденный человек!
Поскольку на жизненном пути верующего встречают различные искушения и скорби, в его хождении перед Богом различного рода ошибки неизбежны. Однако его задача состоит в том, чтобы сохранить в этих искушениях свою веру. Не самим, а с Божьей помощью! Сохранить же свои дела в полноте нам никогда не удастся, как бы мы того ни желали. Однако этот факт не должен повергнуть нас в отчаяние. Почему? Потому что всем людям, сталкивающимся с различными препятствиями на своем пути к Богу или с преткновениями уже на спасительном пути, Слово Божье несет надежду: Бог любит Вас даже тогда, когда вы ошибаетесь, и у вас что-то не получается. Сохраняйте только условия спасения: не оставляйте веры, не противьтесь покаянию — и в один прекрасный день вы сможете подняться с колен, чтобы с Божьей помощью снова идти дальше. Будьте уверены в том, что Божье милосердие залечит любые раны, нанесенные Вам грехом и сомнениями.
Все мы знаем, что спасение принимается верой в Иисуса Христа, но как часто мы забываем о том, что оно также этой верой и сохраняется. Поэтому мы так стараемся что-либо добавить до этой вере для того, чтобы получить уверенность в том, что мы будем приняты Богом на небе. Но, по большому счету, нельзя добавлять к вере дела, когда речь заходит о спасении. Для того, чтобы быть уверенными в своем спасении, нужно оценивать, прежде всего, не дела, а веру. Иметь дела важно лишь для людей – таких, как мы, а не для Бога, поставившего спасение в зависимость от исключительно нашей веры и покаяния. А когда мы верим правильно, т.е. признаем исключительность веры для обретения и сохранения спасения, тогда мы обретаем возможность выразить Свою благодарность Богу при помощи дел.