АРМИНИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ВЕРЕ
Владислав Прикарпатский
Введение
Что такое христианская вера? Каковы ее признаки? Какими качествами она обладает? Как она возникает? Каковы ее результаты? Как она действует? Как она относится к спасению? Зависит ли она от человека? Можно ли ее лишиться? С этими вопросами сталкивается каждый христианин, когда рассуждает о вере. Но основные богословские дебаты ведутся по вопросу, имеет ли вера условный или безусловный характер. Условный ее характер отстаивают арминиане, а безусловный – кальвинисты. Кто из их прав? Ниже мы попытаемся осветить эту тему в арминианском изложении.
Вера: общие положения
Приступая к этой теме, важно понять, что «вера» — это очень простое, но глубокое и многогранное слово, включающее в себя такие значения как доверие, упование, уверенность, убежденность, собрание вероучительных принципов. Чарльз Сперджен так описывает веру: «Вера – самая наипростейшая вещь и, может быть, как раз благодаря этой простоте, её так трудно объяснить»1. Вера является простой, поскольку мы пользуемся ею каждый день в обыденной жизни. Когда мы читаем газеты и узнаем какую-то новость, мы не звоним в редакцию, чтобы убедиться в истинности данной информации. Когда мы покупаем лекарство, мы не перепроверяем соответствие написанного на этикетке истинному положению вещей. Но вера зависит от степени авторитетности источника информации и в этом случае опирается на некоторое познание истины (см. Евр. 11:11). Нельзя верить всем и каждому. Поэтому нам нужно изучить это явление более внимательно.
История жизни первых людей также начинается с веры, которую, к сожалению, они не смогли сохранить, и поддались искушению сатаны. Бог в Эдеме сказал человеку: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16,17).
Господь заповедал, отдал приказ, установил первый закон «…а от дерева познания добра и зла, не ешь от него…». Адам мог принимать в пищу каждый плод с деревьев, но Бог запретил ему есть «от дерева познания добра и зла». Что же делает сатана, этот падший ангел? Он подходит к жене Адама, Еве, и ставит под сомнения слова Божьи: «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете…» (Быт. 3:1-4)
Сверженный херувим сам отошел от Бога и теперь решил увести от Него также и людей. Он не просто подвергает сомнению слова Божьи, он нападает именно на уверенность, доверие и веру Богу. И это ему удается. Человек перестает доверять Господу, перестает быть уверенным в словах Творца, не верит своему Владыке и Создателю. Вместо этого человек доверился сатане. И если раньше Владыкой над людьми был Бог, то теперь стал властвовать над человечеством сатана. Именно в момент грехопадения дьявол стал «князем мира», а мы стали «рабами греха». Причиной нашего рабства явилось доверие Евы и Адама сатане, поэтому и в будущем Бог решит опять-таки через веру спасти род человеческий. Через недоверие Богу все стали отверженными Им, а через веру в Него должны стать снова принятыми.
Именно неверие или недоверие Богу стало причиной грехопадения, после чего в человеке зародилась гордость, желание власти, сребролюбие, похоть. Конечно, суть грехопадения состояла в том, что человек захотел стать равным Богу, но причиной самого принятия в пищу плода из дерева познания было недоверие Богу, сомнение в Его святой Сущности.
Определение веры
В писаниях Ветхого Завета слово древнееврейское слово «אֱמוּנָה» читается как «емуна» и встречается около 49 раз. Это слово несет такие значения как «вера»2, «верность»3, «истинность»4, «доверие», «стойкость». Например, это слово использовано в тексте, который апостол Павел цитирует в своих посланиях трижды. Я имею в виду слова святого пророка Авакума: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4). Именно эти слова повлияли на доктора Мартина Лютера, только уже в посланиях Павла: Рим. 1:17; Гал. 3:11 и Евр. 10:38. Именно эти слова пророка Аввакума можно назвать лозунгом протестантской сотериологии.
Вот что говорит сам Лютер об этом тексте: «Денно и нощно усердно трудился я, доколе не узрел связи между правосудием Божьим и словами о том, что «праведник верою жив будет». И понял я тогда, что правосудие Божье есть такая правда, которой, благодатью и по одной лишь милости, Бог оправдывает нас через веру. Уяснив это, осознал я себя родившимся вновь, как бы прошел я раскрытыми вратами рая. Все Священное Писание обрело для меня новый смысл, и «правосудие Божие», наполнявшее меня ранее ненавистью, приобрело теперь невыразимую сладость в величайшей любви. Сии слова Павла стали для меня вратами в рай…»5
В Новом Завете также присутствует слово вера, поскольку именно вера стала одним из основных слов учения Нового Завета. На древнегреческом языке веру или доверие обозначает «πίστις» (произносится «пистис»). Первым местом Писания в Новом Завете, где используется слово «пистис» в словах Христа, является текст Мф. 8:10: «Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры». Здесь Христос удивляется вере римского сотника, который пришел к Господу, чтобы Он исцелил его слугу. Иисуса удивила не так сама вера, как контраст с неверием Израиля. Евреи не имели такой веры, какую имел этот язычник.
Вера представляет собой одно из ключевых слов Библии, особенно Нового Завета, и является составной частью учения о спасении. Все мы знаем, что спасение совершает исключительно Бог, а принимает его исключительно человек через свою веру. Здесь нам сразу же вспоминаются слова апостола Павла: «Ибо благодатью вы спасены через веру..» (Еф. 2:8). Именно здесь апостол Христа кратко описывает христианское учение о спасении или сотериологию. Именно здесь Павел утверждает, что вера является единственным условием или инструментом для принятия дара спасения, для принятия Божьей благодати.
Тот же Павел, описывая отношения Бога с Авраамом, а именно: то, как «отец веры» обрел праведность в глазах Божьих, утверждает следующее: «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (Гал. 3:6). Именно вера вменилась Аврааму в праведность, именно через веру Авраам стал праведным в глазах Господних. О том, как вера участвует в нашем оправдании, мы поговорим в следующем разделе данной статьи. Сейчас же мы приведем цитату баптистского богослова и пастора, доктора Санникова. Он в своей катехизаторской книге для подготовки к крещению утверждает, что «вера служит тем связующим каналом между Богом и человеком».6 Один из богословских словарей дает следующее определение слову «вера»: «признание чего-либо истинным независимо от обоснования, преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры»7.
Что же в себя включает вера? Как мы понимаем как древнееврейское слово «эмуна» так и древнегреческое «пистис» имеют много значений (например: доверие, верность, уверенность, упование. Реформатский богослов, баптистский пастор Пол Эннс в своем «Учебнике с богословия», который переведен и на украинский язык, включает в веру следующие вещи8:
А) Знание.
Б) Убеждения
В) Доверие
Для Эннса знание «включает в себя интеллект, и отмечает, что некоторые основные истины, и чтобы получить спасение, человек должен в них верить».9 После этого пастор Пол приводит первую из «некоторых основных истин»: «Иисус заявлял, что Он – Бог; Вера в Его божественность стала сердцевиной спасения…»10. Убеждения, по его мнению, имеют эмоциональную составляющую. Он утверждает, что вера дает «не только интеллектуальное осознание истин, но и внутреннее убеждение… в их правдивости»11. Доверием же Эннс называет «акт воли»12.
Для арминианского богослова, баптиста «свободной воли» Лероя Форлайнса «Вера – это не столь сложное понятие; в нем лишь два элемента: 1) восприятие искупительной истины и 2) доверие»13. Я лично согласен как с реформатом Эннсом, так и с арминианином Форлайнсом. Хотя я лично бы определил веру, как принятие какой-то истины, и это принятие проявляется в доверии, которое исходит из моих убеждений, основанных на знании, которое я принял. То есть все, что сказал Форлайнс, и все, что сказал Эннс, можно отнести к описанию веры. Но все же вера, в первую очередь, это — принятие чего-либо.
Апостол Павел описывает веру как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). В контексте спасения вера — это протянутая к Богу рука, с помощью которой человек принимает дар спасения. Это – то, что вменяется нам в праведность. Это — полное доверие Богу. Павел объясняет учение о спасении в 10 главе и развивает свою мысль в 11 главе данного послания, делая ударение на том, что вера – это «уверенность» в невидимом.
Иисус Христос сравнивал веру с «приходом» к Нему: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин. 6:35). Очевидно, что «верующий» здесь – это «приходящий». Если для Иисуса это – приход к Нему, то для Павла – уверенность в чем-либо. Общим же значением слова «вера» в богословском формате является «принятие» чего-либо (Лк. 8:13; Ин. 1:12; 5:44; 7:39; 12:48; 17:8; Деян. 19:2; 2 Пет. 1:1; 1 Кор. 15:1-2; 1 Фес. 2:13; 1 Тим. 1:15; 3:16; 4:9; Евр. 4:2). Таким образом, вера является средством принятия в дар Божьего спасения, тогда как благодать Божья остается основанием этого спасения.
Арминианство как часть протестантизма
После того, как мы рассмотрели арминианское учение о вере, важно отметить, что арминианское богословие является частью протестантизма. Я даже позволю себе заявить о том, что арминианство является продолжением реформированного богословия. Да, арминианская сотериология отличается от кальвинистской, но в плане веры у нас различие только в вопросе понимания веры как безусловного дара. И хотя опять-таки как арминианство, так и кальвинизм исповедуют веру как дар Божий, но у арминиан вера является условным даром Божьим, т.е. дарованной Богом всем людям способностью, а у кальвинистов – безусловным, т.е. независящим от самого человека.
Арминианство исповедует богословский принцип sola fide, который является общепризнанным среди всех протестантов. Данное обстоятельство является одной из причин, почему арминианство можно назвать частью реформированной традиции, т.е. частью протестантизма. Принцип «только верой» присущ арминианской сотериологии. Арминианство не признает учения о спасении «по делам» (пелагианство), или о спасении «по делам и по вере» (полупелагианство). Классическое арминианство с большой радостью провозглашает благодатную весть о спасении «только верой». Это убеждение является «краеугольным камнем» всей протестантской сотериологии, и в том числе арминианства.
Первым во время Реформации, кто начал исповедовать «спасение по вере» был Мартин Лютер, о чем мы упоминали ранее. Текст Рим. 1:17 перевернул его взгляды на спасение. Лютер увидел, что вера – ключ к спасению. Генрих Буллингер так описывает поздние взгляды Мартина Лютера на веру: «Благодать Божия оправдывает нас ради Христа посредством одной веры, без добрых дел, в то время как вера изобилует добрыми делами». Иначе говоря, благодать действует в нашей жизни только через веру. Добрые дела не принимают участие в спасении. Это учение также исповедует классическое арминианство. Нас часто обвиняют в том, что мы спасаемся собственными делами или заслугами, но сами мы заявляем, что исповедуем оправдание «по вере». Как было сказано выше, мы отвергаем учение о «спасении по делам и по вере», которое исповедует полупелагианство, в пользу общепротестантского учения о спасении «только верой».
В одном из ранних протестантских исповеданий говорится о вере следующее: «Далее наши церкви учат, что люди не могут оправдаться пред Богом собственными силами, заслугами или делами, но они оправдываются даром ради Христа, верой, когда они веруют, что принимаются с благосклонностью, и что их грехи прощены ради Христа, Который Своей смертью искупил наши грехи. Эту веру Бог вменяет нам в праведность перед Ним…»14 В Шмалькальденских артикулах вера названа тем единственным, что приносит нам оправдание: «…одна лишь вера оправдывает нас…»15 До Якова Арминия были люди, которые исповедовали те же принципы, что и он. Можно начать с апостола Павла и продолжить отцами Церкви.
Я же хочу привести цитату протоарминианского богослова Филиппа Меланхтона, сподвижника Лютера, который утверждал что: «человек оправдан посредством веры»16. Это значит, что оправдание человека, его спасение, искупление, прощение грехов принимается им только через веру. Вера является условием спасения, и не просто условием, а единственным условием. Христос перед своим вознесением говорит, что кто будет веровать, получит спасение (Мк. 16:16). Петр в доме римского сотника Корнилия утверждает, что те, кто будут веровать во Христа, получат прощение всех грехов (Деян. 10:43). Научая «несмысленных» галатов, которые отказались от доктрины «спасения по вере» и перешли к доктрине «спасения по делам», Павел приводит им в пример «отца веры» Авраама, говоря: «…Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» (Гал. 3:6).
Далее Меланхтон, описывая суть благословений, которые унаследовали спасенные, скажет: «…однако эти благословения должны приниматься посредством веры…».17
Иными словами, все благословения, которые мы имеем во Христе, мы имеем только через веру в Него. Павел в том же Послании к галатам пишет: «Бог верою оправдает язычников» (Гал. 3:8). «…праведный верою жив будет…» (Гал. 3:11). «…чтобы нам получить обещанного Духа верою…» (Гал. 3:14). «…дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.» (Гал. 3:22). «…Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса…» (Гал. 3:26). Все эти благословения человек получает только по вере. Поэтому в первом исповедании веры арминиан, а именно в Ремонстрации 1610 года, ремонстранты, описывая масштаб искупления, говорят: хотя Христос умер за всех, искупление не может принять никто «кроме верующих»18.
Суть доктрины о спасении и оправдании по вере состоит в том, что человек не способен заслужить их своими делами, праведностью, или желанием. Спасение невозможно заслужить вообще никаким путём. В случае с верой она не является заслугой, она не является делом, она не имеет в себе основания для гордости, поскольку является не просто протянутой к Богу рукой, но рукой совершенно пустой. Поэтому Павел в Послании к римлянам провозглашает: «Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаём, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим. 3:27-28).
Вера не дает возможности возгордиться и сказать: «Это я сам себя спас». Яков Арминий иллюстрирует спасение через веру следующим образом: «Богатый человек уделяет бедному и голодному нищему милостыню, с помощью которой, тот оказывается способным обеспечить себя и свою семью. Перестает ли милостыня быть полноценным даром, из-за того, что нищий протянул свою руку, чтобы получить его?»19 Получается, вера — это не заслуга человека, а проявление нужды в Божьей помощи. Это — протянутая рука, которая принимает дар спасения, а не торгуется за него.
Священное Писание много раз утверждает то, что вера — это лишь инструмент принятия спасения, а не заслуга. Например, Павел пишет: «Ибо благодатью вы спасены через веру…» (Еф. 2:8). В данном тексте «δια πίστεως», т.е. «через веру», имеет значение инструмента, или способа получения спасения, но не заслуги. В другом месте Павел говорит: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1 Тим. 1:15). Принявший дар благодати Божьей остается грешником, потому что ничего не добавил к своему спасению личной верой.
Одно из первых исповеданий общих баптистов (баптистов арминианской традиции) гласит: «Человек оправдывается только праведностью Христа, полученной верой…»20
Вера — это добровольное согласие человека на то, чтобы Бог совершил его спасение. Только Бог совершает спасение, человеку невозможно это (Мф. 19:25). Человек не может себя спасти, не может себя возродить, не может себя обновить, и не может сам идти по пути освящения. Апостол Петр в своем послании говорит, что христиане — это люди которые «силою Божиею через веру соблюдаемы ко спасению» (1 Пет. 1:5). Это значит, что совершает спасение сила Божья, т.е. Сам Бог, но только на условии смирения человека, которое проявляется в его вере или доверии Богу.
Арминианский богослов и апологет Лерой Форлайнс дает следующее описание доктрине «спасение по вере»: «Спасение верой – это когда человек отказывается от всякой уверенности в своих силах или в чем-либо ином и полностью, искренне вверяет Христу дело своего спасения»21. Таким образом, арминианское учение об оправдании или спасении «через веру» не отличается от общепротестантского. Мы исповедуем, что вера есть то единственное, без чего спасение невозможно. В письме Иполлиту Колибию Арминий пишет: «Последний пункт, по которому я излагаю свою точку зрения – оправдание: вера и только вера… вменяется нам в праведность. Только верой мы оправданы перед Богом и освобождены от наших грехов. Бог, Который вершит Свой суд с трона благодати, считает и объявляет нас праведными именно по вере»22.
В продолжение нашего рассуждения о вере хочу привести слова Джона Уэсли, которые он сказал в своей проповеди «Оправдание верой»: «Конечно же любые трудности в принятии доктрины, что «вера есть единственное условие оправдания», должно быть возникают из-за непонимания ее. Мы подразумеваем следующее: вера является единственным, без чего никто не может быть оправдан, это — единственное, что обязательно и абсолютно необходимо для обретения прощения. И если бы человек имел все, что угодно, кроме веры, он не мог бы быть оправдан».
Тот факт, что арминианство как и кальвинизм, и лютеранство абсолютно исповедует учение о спасении только по вере, виден также и в славянской арминианской традиции. Например, Иван Проханов в своем Вероучении пишет: «Спасающая вера есть та, которая (Иоан. 3:2) признает истину откровения Божия, или действительную силу спасения, совершенного Христом (Деян. 16:31), имеет полное доверие к Христу как к Господу и своему личному Спасителю (Деян. 16:31) и дает уверенность в прощении грехов — в оправдании чрез заслуги Христа (Рим. 3.28)… Таким образом, спасение человеком усваивается даром и не зависит от каких-либо заслуг человеческих (Рим. 3:24), но зависит только от его сознательной воли»23. Только личная вера, только через веру, только верой человек получает незаслуженный дар благодати – спасение во Христе.
Лерой Форлайнс, которого мы цитировали в предыдущем разделе, утверждает, что «ум, сердце и воля участвуют в спасении верой»24. Чуть ниже он опишет о том, что в вопросе уверования участвует воля человека: «Что касается воли, то она производит обращение человека к Иисусу Христу. Но воля может это сделать лишь тогда, когда ум и сердце уже к этому готовы. Исходя из готовности ума и сердца, воля приводит в действие реакцию – веру»25.
Выше я говорил, что вера как для кальвинистов, так и для арминиан является даром Божьим, только все же понимание этого дара различное. Для кальвинизма вера — это неизбежный результат неотразимого действия благодати Божьей, и для арминианства – это непринудительное действие благодати Господней. Важно понять, что для кальвинизма эта благодать «непреодолимая», в то время как в арминианстве «ей можно противиться». Арминианство исповедует, что Бог дает человеку способность к вере, возможность верить, а также направление к вере, а в кальвинизме происходит насилие над человеческой волей, поскольку в нем даром Бога является не способность верить, а само волеизъявление человека.
Конечно же, я не согласен с кальвинизмом не по той причине, что хочу превознести человека, а по той, что хочу возвеличить Бога, поскольку кальвинистское мнение делает Бога единственным источником неверия людей. Поэтому защищая арминианство, я защищаю библейскую истину. Да, вера — это дар благодати, да, без благодати – человек не уверует. Да, человек не способен верить сам в себе. Но Бог дает человеку веру через действие «предварительной» благодати или «просвещение» Духом Святым. Вспомним слова Иисуса Христа: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. У пророков написано: «и будут все научены Богом». Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (Ин. 6:44-45).
Чтобы лучше понять этот стих, обратимся к другим текстам, имеющим тот же смысл:
«Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:40). «Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» (Ин. 6:45). «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54). Обратите внимание, что, несмотря на различие в описании этих качеств, результат один и тот же. А это указывает на то, что характеристики людей, которые будут воскрешены, не являются различными, но лишь выражены различными словами.
Хочу обратить ваше внимание на существование нескольких параллелей:
«…слышавший от Отца и научившийся приходит ко Мне…»
«… видящий Сына и верующий в Него имеет жизнь вечную…».
«… ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную…».
Что же я этим хочу сказать? «Слышавший» от Отца и «видящий» Сына – это одна и та же характеристика! И также слова «научившийся» у пророков и «верующий» в Сына описывают одно и то же положение. И, наконец, «ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь» – это одно и то же качество человека. Иными словами, Отец привлекает всех людей, но раньше Он привлекал их через Свое Слово («слышавший»), а теперь — через Сына Своего («видящий»). Сам Иисус говорит: «Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете» (Ин. 6:36). Получается, что ни «слышание» слов пророков, ни «видение» Самого Христа не привели этих людей к обращению.
В итоге, общий смысл слов Христа оказывается таким: «Вас Отец привлекает различными способами, но вы все равно не веруете». И после всего этого Он говорит: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:37-40).
Отсюда мы видим, что Бог «привлекает» через Свое Слово и через Своего Сына каждого человека, но «дает» Сыну только тех, кто после этого привлечения (призыва) «приходят» к Сыну, то есть веруют во Христа. Никто не мог прийти к Иисусу, как к своему Спасителю и Мессии, пока Отец не отправил Христа в этот мир (Ин. 1:9-10), поэтому Иисус и делает ударение на слова «пославший Меня». Бог Отец послал Христа в мир, чтобы привлечь евреев, и они были привлечены, но отказались (Ин. 1:11; Ин. 6:36). Они видели Его (Ин. 6:36) и вскоре увидят Его смерть, которая еще раз привлечет к Нему всех: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). Но направленный на них Божий призыв не был растворен их верой (Евр. 4:2).
Таким образом, вера как способность и как возможность есть дар Божий. Никто не может уверовать, если ему не будет дана такая способность. Никто не уверует, если ему не будет дана возможность от Бога. Никто не уверует, если не будут обеспечены необходимые условия для ее проявления человеком. И первыми из них является призыв к спасению, который рано или поздно, но настигает каждого человека, приходящего в этот мир (Ин. 1:9; 3:19-21).
В Ремонстрации о вере, как о даре от Бога, сказано следующее: «Действующая благодать, посредством которой обращается всякий, не является непреодолимой, и хотя Бог через Слово и внутреннее действие Своего Духа так влияет на волю человека, что наделяет его силой верить… на самом деле побуждает человека к вере»26. Лерой Форлайнс так же верит в то, что вера — это дар Божий: «Веру называют даром, поскольку она невозможна без действия Святого Духа… . Вера есть дар в том смысле, что Бог дает нам необходимую помощь, без которой мы не можем веровать»27. Иван Проханов, славянский арминианин, руководитель евангельских христиан в своем Исповедании веры указывает, что же это за «необходимая помощь»: «Промысел Божий, движимый любовью к человеку, предлагает ему для сего могущественную помощь — благодать Божию, которая есть благой дар Божий, спасительная сила, производящая в человеке покаяние, обращение, рождение свыше и освящение»»28.
Вера в союзе с покаянием
Есть ли разница между верой и покаянием? Что из них идет первым: покаяние или уверование? Скажу сразу, что моя позиция похожа к позиции арминианского богослова, баптиста «свободной воли» Лероя Форлайнса, который говорил: «И то, и другое говорит об одном и том же жизненном опыте»29. Я считаю, что вера и покаяние, – это одно и тоже, точнее это – две стороны одной медали. По мнению кальвинистских авторов «Учебной Женевской Библии», истинная вера невозможна без покаяния, так что надежда на спасение только по вере, то есть без покаяния, «является пагубным заблуждением»30.
Но я должен признать, что это мнение разделяют в арминианском лагере не все. Например, основатель методизма и арминианский богослов Джон Уэсли говорит: «В этом смысле мы должны каяться после нашего оправдания. И пока мы не начнем поступать так, мы не сможем двигаться вперед. Ибо, не зная своей болезни, мы не можем искать лекарства. Но если мы каемся, мы призваны веровать в Евангелие»31. В другом месте он дополняет себя: «Это покаяние является ответом на обличение в нашей крайней греховности, вине и беспомощности. Оно предшествует нашему принятию царствия Божьего»32.
Но что говорит Библия по этому поводу? Чтобы понять, является ли вера и покаяние одним и тем же, рассмотрим результаты веры и результаты покаяния. Начнем с принятия Духа Святого. Петр однажды, стоя перед толпой, сказал: «…покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2:38). В данном случае Петр призывает своих слушателей к покаянию, а не к вере, и утверждает, что люди в ответ на это покаяние «получат дар Святого Духа». Иными словами, эти люди посредством покаяния получили Духа Божьего. Но также существуют и такие тексты Библии, в которых сказано, что Дух Божий принимается верой: «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом…» (Еф. 1:13). Здесь уже Павел говорит о том, что люди, «уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом». В другом своем послании Павел также говорит о принятии Духа верой (Гал. 3:2, 14). Итак, с одной стороны, средством принятия Духа Святого является покаяние, с другой – вера.
Следующий аспект состоит в понимании призыва к вере и выводов. Рассмотрим слова евангелиста Луки: «…и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк. 24:47). Евангелист не говорит «проповедану быть во имя Его веру», а именно «проповедану быть во имя Его покаяние». И это покаяние тесно связано с «прощением грехов». Но разве прощение грехов происходит не в момент уверования? Верой мы принимаем искупительную жертву Христа (1 Ин. 2:2; Ин. 3:16-17; Еф. 2:8). И хотя здесь Лука говорит исключительно о покаянии, Петр говорит уже о вере: «О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10:43). Здесь Петр говорит о том, что «верующий в Него получит прощение грехов», а Лука говорит: «во имя Его покаяние и прощение грехов».
И еще важная мысль: Петр говорит о «вере», с помощью которой язычник Корнилий получает Духа Святого, но позже христиане из обрезанных скажут: «…видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян. 11:18). Такое же покаяние и прощение грехов Бог дал также и Израилю: «Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов» (Деян. 5:31). Заметьте, Лука как в своем Евангелии, так и в книге Деяния повторяет мысль о существовании тесной связи между покаянием и прощением грехов. Получается, одно и то же описано различными словами.
Еще одним доказательством того, что вера и покаяние — это одно и то же действие человека, есть то, что, как и вера является даром предварительной благодати (Ин. 6:44), так и покаяние (Рим. 2:4). Преподобный Марк Подвижник сказал: «Нет иного, столь же благого и милостивого, как Бог, но даже Он не прощает непокаявшегося… Всё множество Божиих заповедей можно свести к одному началу — покаянию… Мы осуждаемся не за множество наших прегрешений, но за то, что отказываемся каяться… И для великих, и для малых покаяние остаётся несовершенным до самого смертного часа»33.
Итак, в Библии вера выступает как единственное условие спасения (Ин. 1:12; 3:16; Рим. 3:22,28; Гал. 2:16; Еф. 2:8), но при этом покаяние также выступает в качестве его условия (Лк. 24:47; Деян 2:38; 3:19; 5:31; 11:18; Евр. 6:6 и другие). Возникает вопрос, а разнятся ли между собой покаяние и вера? Лерой Форлайнс обращает внимание на то, что в Новом Завете вместе эти два слова – покаяние и вера – фигурируют только в трех текстах : Мк. 1:15; Деян. 20:21 и Евр. 6:1. И в ответ на это задает важный вопрос: «Значит ли это, что всего в трех случаях человеку объясняется в одной фразе, как он может получить спасение? А что же в других местах: должны ли мы брать одно условие из одной цитаты, а другое — из другой?»34.
Я должен сказать, что считаю веру и покаяние синонимами, поэтому определить, что из них предшествует другому во времени невозможно, так что здесь не существует хронологического порядка вещей. Но логический порядок в богословии присутствует. Лерой Форлайнс говорит: «Вера и покаяние взаимосвязаны. Чтобы верить, надо отойти от неверия, какова бы ни была его форма. Предел покаяния — вера. Если мы говорим, чтобы человек покаялся, это значит, мы убеждаем его уверовать. Термин покаяние подчеркивает совершающуюся перемену, тогда как в слове вера выражена цель, ради которой совершается покаяние»35.
Должен признать, что я лично занимал когда-то такую позицию, что в начале идет вера, а потом покаяние, но на данный момент соглашусь с Форлайнсом в том, что на самом деле такого порядка нет. Это значит, что «покаяние» – это перемена, или переход от неверия к вере. Но такой же переменой является и вера, получается вера и есть покаяние! Обратите внимание, я не сказал того, что покаяние – это источник веры, но я также не сказал и того, что вера является источником покаяния. Если вера – это оставление неверия, само уверование можно назвать покаянием, то есть переменой от неверия к вере. Вера же, как разворот в сторону, противоположную неверию, и является покаянием.
Иными словами, вера и покаяние имеет начало друг в друге, и не имеют большого различия, как сказал Форлайнс «И то и другое говорит об одном и том же жизненном опыте»36. Доктор Мартин Лютер в своем богословии различал понятия «возрождающая благодать» («грация») и «освящающая благодать» («домнул»). И у него возник вопрос, «домнул» дается после грации, т.е. возрождения или во время него, или же «грация» и «домнул» даются в момент возрождения одновременно. Но разделить эти две благодати и установить их последовательность дарования человеку во времени невозможно. Насколько я помню, Мартин Лютер тогда сказал, что «домнул» и «грация» – это две стороны одной монеты, поэтому, поделив ее по ребру, мы потеряем монету.
Я приведу другой пример, когда человек бьет молотком по гвоздю, что следует первым: удар или вхождение в стену гвоздя? Если следовать логике, то удар, но по времени это, можно сказать, происходит одновременно. Хотелось бы закончить свое размышление о вере и покаянии словами уважаемого Лероя Форлайнса «Вера — это основное понятие, так как именно в нем отражен позитивный результат, к которому приводит покаяние. Покаяние же характеризует процесс перехода от чего-либо к чему-то иному. Понятие вера обозначает цель, к которой направлено покаяние»37. Поскольку же тавтологии в тех местах Писания, которые упоминают веру и покаяние вместе, быть не может, мы должны признать наличие их тесного сотрудничества друг с другом.
Вера как условие спасения и избрания
Вера является единственным условием для спасения, и нет никакого другого условия. Христос перед познесением говорит, что только те, кто верит, будут иметь спасение (Мк. 16:16). Павел говорит, что праведник только через веру имеет жизнь вечную (Рим. 1:17), а также что спасение мы получаем только через веру (Еф. 2:8). Важно понять, что арминианское богословие не утверждает, что вера — это причина или основание избрания или спасения людей. Арминианство утверждает, что вера это — то условие, которое дает Бог человеку для обретения спасения.
Много раз уже цитируемый выше Лерой Форлайнс проводит следующее различие между верой как условием и благодатью как основанием спасения: «Стул может поддерживать человека при том условии, что человек на нем сидит. Только когда человек садится на стул, стул становится основанием, опорой. Основание нашего спасения – Иисус Христос и его искупительное служение. Условие нашего спасения – это реакция с нашей стороны.
Бог избирает и спасает не на «основании веры», а на основании «жертвы Христа» на условии нашей веры. Наша вера это условие, наша вера — это протянутая рука, которая принимает дар. Если мы внимательно прочитаем текст Еф. 2:8 то увидим, что основанием или причиной спасения есть благодать Бога, а условием – наша вера».
Между евангельскими христианами двух вероисповеданий: реформатского (кальвинистского) и ремонстрантского (арминианского), долгое время ведется дискуссия вокруг текста, который записан в послании Павла к ефесским христианам. Эти слова звучат так: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9). Спор этот существует вокруг одного маленького местоимения «сие», или же «это». Предлог «τοũτο» (произносится «туто») является указательным местоимением, то есть указывает на что-то. И вот здесь мнения разделяются, причем они распределяются как среди кальвинистов, так и среди арминиан.
Некоторые кальвинисты считают, что «сие» относится ко всему Божьему плану спасения и по своему смыслу связано со всей фразой «благодатью вы спасены через веру», но большинство считает, что «сие» обозначает «веру». Арминиане также имеют два мнения, и первое из них состоит в том, что «сие» также относится ко всему Божьему плану спасения, но при этом даром является сам этот план или возможность спасения в данном случае, а не вера. Т.е. даром Божьим является сам способ спасения по благодати, предложенный людям. Вторая точка зрения среди ремонстрантов выглядит таким образом: под словом «сие» Павел имел в виду само обретение «спасения по благодати», почему и использовал выражение «благодатью вы спасены». Так что же такое «сие»?
Контекстуальный аргумент
«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:4-9).
Хотелось бы обратить внимание на следующие стихи из данного отрывка: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены…» (Еф. 2:4-5). Апостол акцентирует внимание на том, что Господь «богатый милостью» на основании Своей «великой любви» нас «оживотворил со Христом». Заметьте, не мы являемся причиной данного «оживотворения», или спасения, а Бог, «богатый милостью» и имеющий «великую любовь». Это значит, что основанием нашего спасения или же, как здесь Павел говорит «оживотворения», является исключительно Божья воля, которая названа им «благой, угодной и совершенной» (Рим. 12:2).
Затем Павел утверждает: «благодатью вы спасены» (Еф. 2:5), и после этого употребляет синоним слову «оживотворил», а именно «воскресил» (ст. 6). Итак, давайте подведем итог: «оживотворение» и «воскресение» – это богословские синонимы слова «спасение», и оба основаны на Божьей любви и милости, а не на «нас». Именно это «спасение», основанное на Божьей любви и милости к нам, и называет Павел «благодатью вы спасены». Иными словами апостол утверждает здесь следующее: то, что «благодатью вы спасены», исходит не от вас, а от «любви и милости» Божьей. Спасение по благодати – это дар Божий, основанный на Его воле и движимый любовью и милосердием ко всему человечеству.
Грамматический аргумент
Вначале 8-го стиха 2-й главы Послания к ефесянам стоит артикль «тЭ». Артикль в греческом языке обычно указывает на конкретизацию чего-то, что упоминалось ранее. Данный артикль стоит перед фразой «благодатью вы спасены». И если мы вспомним, то уже в стихе 5 Павел утверждает «благодатью вы спасены», а затем в стихе 8 повторяет выше сказанное. Иными словами, апостол употребляет данный артикль «тЭ», чтобы показать, что его мысль не уходит в сторону, а движется в том же русле (Abbott). Иными словами автор этого послания повторяет дважды одну и ту же мысль: «Бог по Своей любви и милости вас оживотворил и воскресил – это и есть спасение по благодати». Но на слове «спасены» слова апостола не заканчиваются, но дополняются фразой «через веру».
Христианский богослов и знаток греческого языка Даниел Б. Уоллас говорит, что Павел имеет здесь в виду следующее: «По причине благодати вы спасены посредством веры». И это действительно так. Даниел Б. Уоллас говорит то же самое, что сказал и я немного выше, а именно: наше спасение осуществлено «по благодати» или же, как я писал, «на основании милости и любви». Но он также делает хорошее замечание, когда говорит: «посредством веры», т.е. в данном случае вера выступает в роли инструмента. Предлог «диа» указывает, каким путем приходит спасение (Ellicott). Вот как объясняет данный текст Уоллас: «Здесь с помощью выражения τη χάριτί (благодать) описана причина нашего спасения, а с помощью δια πίστεως (вера) – средство».
Сам Даниел Уоллас склонен к тому мнению, что весь этот оборот «по благодати через веру» и есть «сие», и оговаривается: «Рассматривается ли вера в качестве дара здесь или где-либо еще в Новом Завете, к обсуждаемому вопросу это не относится». То есть «благодать» – это причина спасения, а вера – это «средство», через которое мы получаем спасение.
При этом кальвинисты часто обвиняют нас, арминиан, в том, что мы, говоря о вере, учим о спасении по собственным усилиям. Но мы должны понимать, что веру нельзя приравнять к добрым делам и к достижениям человека (Gaugler). Вера, как заявлял Яков Арминий, это всего лишь протянутая за помощью рука бедного, которая не торгуется, а лишь принимает предлагаемое спасение. Иными словами, он исключает то, что вера является каким-либо «достижением» человека, как говорят кальвинисты. Как мы видим, наше спасение осуществляется по благодати, но через веру. Благодать – это милостыня, а вера – это берущая эту милостыню рука. Итак, что такое «сие» – вера, благодать или спасение?
В греческом языке и «вера», и «благодать» имеют женский род, в то время как «сие» – среднего рода, поэтому ни вера, ни благодать не могут подразумеваться в этом слове. Скорее всего «сие» относится к целой фразе «ибо благодатью вы спасены чрез веру», или ко всему этому абзацу в целом (Еф. 2:4-8). То есть оно относится исключительно к самой концепции спасения, основанием которого является благодать, а средством принятия – вера.
Комментарий, составленный профессорами Даллаской семинарии, говорит следующее «Источник этого спасения – не в человеке («и сие не от вас»), но в Божьей благодати, ибо оно есть «Божий дар». Итак, даром является не «вера», а спасение «по благодати». Итак, данный текст значит следующее: «Благодатью вы спасены, и сие (спасение) происходит не от вас, а от Бога».
Но кто-то может спросить, а разве фразы «благодатью вы спасены» и «дар Божий» не являются тавтологией? Ответ – нет! Это конкретизация или уточнение того, на чем основан этот дар: «Вы спасены даром, так что этот дар исходит от Бога, но не от вас». А этот дар исходит, как и сказал Павел вначале от Бога «богатого милостью» и «по великой любви».
Также хочу обратить внимание на еще один способ прочтения данного текста, который приводит Даниел Уоллас: «Если και τουτο наречие, то оно является усилительным, означающем “и к тому же”, “и особенно”, и не имеет антецедента. Это выражение акцентирует внимание на глаголе, а не на каком-либо существительном. В 3 Ин. 5 мы видим подобный способ употребления: πιστον ποιεις ο εαν εργαση εις τους αδελφους και τουτο ξενους (“ты поступаешь как верный во всем, что ты делаешь для братьев и особенно для чужих”). Если это значение применимо и к Еф. 2:8, то текст означает: “Благодатью вы спасены через веру, и к тому же [вы спасены] не по своим делам, это – дар Божий”».
Богословский аргумент
Если спасение является даром, т.е. его нельзя заслужить, как же его тогда можно получить? Означает ли это то, что Бог вручает Свой дар совершенно безотносительно к человеческому участию, например, помимо его воли? Нет, выражение «сие не от вас» этого смысла не имеет. Здесь противопоставление дара имеет место лишь по отношению к человеческим заслугам или делам, как говорит Уоллас, но не по отношению к вере. Да, и как же иначе, когда вера выступает везде в Слове Божьем условием спасения (Лк. 8:12; Деян. 16:31; 1 Пет. 1:5, 9; Рим. 1:16; 10:10; 1 Кор. 15:2; Еф. 1:13; 2 Фес. 2:13; 2 Тим. 3:15; Евр. 10:39). Это равнозначно другой фразе: «Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они» (Деян. 15:11).
Тем более, эта фраза не может означать безусловного избрания, поскольку последнее вступает в противоречие с основанием дара спасения – Божественной любовью. Божественная же любовь не может исключить из сферы своего влиянии никого из грешников, поскольку в данном отрывке названа «богатой» (ст. 4), «великой» (ст. 4) и «преизобильной» (ст. 7). Это значит, что такого рода любовь охватывает всех грешников и не может пройти мимо кого-либо из них. Иными словами, выражение «преизобильное богатство благости Божьей» – это аргумент в пользу всеобщего, а не ограниченного масштаба искуплении Иисуса Христа (1 Ин. 2:2; 1 Тим. 2:6). Слова же «вы» и «нам» указывают на группу верующих людей, состоящих как из евреев, так и из язычников, и по этой причине не должны пониматься в индивидуальном смысле.
Это значит, что избрание Божье к спасению также условно, поскольку обусловлено верой человека. На основании таких текстов, как Рим. 8:28-30 и 1 Пет. 1:1-2, мы видим, что Бог предузнал людей, в том числе в их характер, поведение, свободный выбор. В тексте Рим. 8:28-30 в согласии с контекстом он предузнал людей «любящих Бога», т.е. верующих во Христа. Поэтому не может быть сомнений в том, что Божье избрание условно. Еще одним доказательством того, что избрание имеет условный характер, является логическое сравнение словосочетаний «спасение на условии веры» и «избрание ко спасению на условии веры». Если спасение условно, то почему избрание должно быть безусловным?
Допустим, начальник решил, что его секретарем будет какой-то человек, хотя само назначение последует позже. На каких условиях этот человек получил данную должность? Скорее всего, на условии его старательности, верности, и так далее. Иными словами, мы можем сказать, что этот человек получил данную должность на определенном условии. И в то же самое время мы можем сказать, что это именно начальник избрал (или предопределил) его на эту должность на данном условии. Иными словами, сам человек лишь реагирует на поставленные Богом условия, а не создает их. Поэтому в акте избрания к спасению участвуют два суверенных решения: Божье – определить условия спасения и призвать человека к спасению и человека – эти условия принять. Бог постановил, что спасены будут только верующие (Мк. 16:16), значит и предопределил к спасению только верующих.
Заключение
Выше мы рассмотрели вопрос, что такое вера и каковы ее основные характеристики. Мы пришли к выводу, что сущностью веры является согласие или принятие Божественной истины. Это значит, что вера не является одним из способов заслужить себе спасение, но представляет собой пустую руку, протянутую за милостью Бога. Мы также пришли к выводу, что вера всегда подразумевает под собой покаяние, а покаяние веру. Это свидетельствует в пользу их единства, но поскольку нельзя признать тавтологию в тех местах, где они встречаются вместе, мы можем только заявить об их тесном сотрудничестве друг с другом. Мы пришли также к выводу о том, что вера является лишь средством получения дара спасения, а благодать – его основанием. Нет никакой заслуги в том, чтобы полностью доверить свою судьбу Богу. Мы также пришли к выводу, что в вопросе проявления веры участвуют не одна, а две стороны: Божественная и человеческая. От Бога зависит дать нам способность и возможность верить, а от нас — ими воспользоваться с Божьей помощью. Это означает, что Бог не принуждает людей к спасению, а предлагает его и помогает принять.
Благодать Вам!
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Ч. Г. Сперджен. Благодатью вы спасены. Издание четвертое. Корнталь: Свет на Востоке, 1990.
2 Авв. 2:4.
3 Ос. 2:20; Плач. 3:23; Пс. 32:4.
4 Пс. 95:13; 118:30; Иер. 7:28.
5 Из книги Роланда Бейнтона «На сем стою…» (издательство «Источник жизни», 1996).
6 Фундамент. Сост. Санников С.В. 2014, с. 112.
7 Вера // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890-1907.
8 Пол Еннс. Підручник з богослов’я / Пер. з англ.. – 2-е вид. – Львів: Українська баптистська теологічна семінарія, 2017, с. 282.
9 Там же.
10 Там же.
11 Там же.
12 Там же.
13 Лерой Форлайнс. Библейская систематика. СПб.: Библия для всех, 1996, с. 221.
14 Аугсбургское исповедание, Артикул IV: Об оправдании.
15 Шмалькальденские артикулы, Ч. 2, арт. 1.
16 Цит. по: Хемниц М. Ключевые вопросы богословия, Лютеранское наследие, В 2 тт., 1999.
17 Там же.
18 Henry Bettenson. (ed.) Documents of the Christian Church. 2nd ed.; Oxford: Oxford UP, 1963, pp. 268-269 Перевод и примечания: Виктор Калашников.
19 The Wоrks of James Arminius, 2:52.
20 Исповедание веры Томаса Хэлвиса 1611 года.
21 Лерой Форлайнс Библейская систематика, СПб.: Библия для всех, 1996, с. 221.
22 Избранные сочинения Якоба Арминия. О предопределении, свободе вели и сущности Бога. – Ривне: ПП ДМ, 2014, с. 395.
23 Исповедание веры евангельских христиан 1910 года.
24 Лерой Форлайнс. Библейская систематика. СПб.: Библия для всех, 1996, с. 223.
25 Там же.
26 Дэйв Хант, Какая же это любовь? Ошибочное представление кальвинизма о Боге. Житомир: Маяк, 2008, с. 116-118.
27 Лерой Форлайнс. Библейская систематика. СПб: Библия для всех, 1996, с. 224.
28 Исповедание веры евангельских христиан 1910 года.
29 Форлайнс Ф.Л. Библейская систематика, СПб: Библия для всех, 1996, гл. 12.
30 Богословские статьи Новой учебной Женевской Библии, статья «Покаяние».
31 Проповедь Джона Уэсли под названием «Покаяние верующих».
32 Там же.
33 Цит. по Каллист (Уэр), епископ Диоклийский. Православный опыт покаяния. Внутреннее царство.
34 Форлайнс Ф.Л. Библейская систематика, СПб: Библия для всех, 1996, гл. 12.
35 Там же.
36 Там же.
37 Там же.