Скачать .docxpodgotovka_i_dary_spasenija+
Скачать .pdf
Скачать .pptx
Гололоб Г.А.
В отличие от объективной характеристики Божественного спасения, относящейся к тому, что сделал Бог для всех людей, и состоящей в освещении таких вопросов, как предопределение Богом Спасителя, условий и средств спасения, избрания во Христе, искупления и т.п., субъективная его характеристика освещает вопрос пути к спасению и обретению его даров в их отношении к отдельно взятому человеку. Разумеется, процессами здесь являются только подготовка к обретению спасения невозрожденного и освящение уже спасенного человека. Само же возрождение, оправдание, усыновление и примирение происходят в один момент обращения грешника, состоящего из покаяния и веры.
Однажды Иисус Христос сказал одному человеку: «Недалеко ты от Царствия Божия» (Мк. 12:34). Подобным же образом человек может находиться очень далеко от Господа: «Далеко от нечестивых спасение, ибо они уставов Твоих не ищут» (Пс. 118:155). «Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис. 29:13). Все зависит от того, ищет ли человек Господа или нет, а, если ищет, то, насколько сильно (см. «издалека» в текстах Мк. 5:6; 8:3; Лк. 14:32). Несмотря на отдаленность людей от Бога, Он призывает их к спасению: «Послушайте Меня, жестокие сердцем, далекие от правды: Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит» (Ис. 46:12-13). Поэтому вера в Бога сближает друг с другом даже врагов. Апостол Павел писал: «А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» (Еф. 2:13).
Всем миссионерам известна т.н. Шкала Джеймса Энгеля, показывающая, на каком духовном расстоянии находится человек от собственного обращения. Ниже мы приведем один из вариантов этой шкалы:
(-7) Невежество (незнание основных истин Евангелия);
(-6) Ожесточение (враждебное отношение к Евангелию после знакомства с ним);
(-5) Критика Евангелия путем возражений рационального характера (происхождение зла, допущение Богом зла, Богодухновенность Писания и др.);
(-4) Искаженное представление о Евангелии (предрассудки о Боге, о самом человеке и пути спасения);
(-3) Отклонение Евангелия путем возражений волевого характера (нежелание повиноваться Богу по причине безуспешной борьбы с личными грехами);
(-2) Отклонение Евангелия путем возражений эмоционального характера (допущение Богом личных страданий, каких-либо бедствий или преждевременной смерти близких);
(- 1) Осознание своих грехов, но неверие в возможность их прощения и преодоления Богом (проблема преодоления греха, безуспешность борьбы с грехами собственными усилиями);
(0) Покаяние и вера (вручение Богу своей жизни и просьба о помощи).
(+1) Прохождение учебного курса для новообращенных;
(+2) Присоединение к поместной церкви посредством водного крещения;
(+3) Поиск своего духовного дара в составе Церкви;
(+4) Духовный рост через молитву, общение и изучение Писания;
(+5) Участие в благовестии другим людям (родственникам, соседям, сотрудникам);
(+6) Готовность к благотворительности, жертвенности в церковном служении;
(+7) Готовность прощению других людей и к страданию за имя Христа.
Ниже мы разберем все шаги приближения к пониманию и принятию спасения человеком поэтапно, приведем их характерные черты и примеры (как библейские, так и жизненные), а также укажем способы содействия продвижению сознания человека к цели обретения спасения в Иисусе Христе. Шкала состоит из минусовой и плюсовой составляющих, при этом первая описывает процесс приближения невозрожденного человека к получению спасения, а вторая – процесс духовного возрастания уже спасенного человека. Каждый из пунктов данной шкалы будет рассматриваться по следующей схеме:
Минусовая шкала.
А. Проблема.
Б. Библейские примеры.
В. Современные примеры.
Г. Способ или средство решения.

Плюсовая шкала.
А. Очередное требование Писания.
Б. Библейские примеры.
В. Современные примеры.
Г. Закрепление очередного шага вперед.
Описание пунктов шкалы.
Минус семь. Невежество.
А. Некоторые люди могут ничего не знать о Евангелии, либо знать о нем очень мало и смутно.
Б. В Библии категорию этих людей принято называть «невежественными» язычниками: «Невежество поставляется на большой высоте…» (Еккл. 10:6); «Невежественный народ гибнет» (Ос. 4:14); «Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их» (Еф. 4:18).
В. К такой категории людей, прежде всего, относится население слаборазвитых регионов мира (дикие племена Африки, Латинской Америки, Индонезии и т.д.), либо граждане стран, отрицательно относящихся к христианству (напр. арабские страны, где христианство находится вне закона).
Г. Библия рекомендует нам нести проповедь Евангелия этим людям, включая и личный пример: «Доколе, невежды, будете любить невежество? … Доколе глупцы будут ненавидеть знание?» (Притч. 1:22); «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19); «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей» (1 Пет. 2:15); «Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (2 Кор. 5:20); «Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе» (Кол. 1:28).
Минус шесть. Ожесточение.
А. Некоторые люди отвергают проповедь Евангелия либо 1) сразу, либо 2) после ее принятия, не устояв в спасении.
Б. «И сказал вам: «Я — Господь Бог ваш; не чтите богов Аморрейских, в земле которых вы живете»; но вы не послушали гласа Моего» (Суд. 6:10); «Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли» (Притч. 1:24-25); «Такую заповедь дал им… Но они не послушали и не приклонили уха своего, и жили по внушению и упорству злого сердца своего, и стали ко Мне спиною, а не лицом» (Иер. 7:23-24); «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим. 2:4); «Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?» (Рим. 10:16); «имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» (1 Тим. 1:19).
В. Привести современные примеры. Например, во время Гражданской войны на Украине некоторые меннониты отказались от веры в Бога и взялись за оружие. Их отступление привело их в банду Махно, где они отличались особой жестокостью, поскольку Бог оставил их.
Г. Писание предлагает нам два способа поведения в ответ на ожесточение людей: 1) долготерпение и 2) оставление на собственную волю. Дух Святой подскажет нам, какой из них выбрать в каждом конкретном случае. Иногда их приходится чередовать в зависимости от различного поведения одного и того же человека: иногда он задает вопросы серьезно, а иногда с подлогом и насмешками.

  1. «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9); «и долготерпение Господа нашего почитайте спасением…» (2 Пет. 3:15); «могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью» (Евр. 5:2).
  2. «В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои» (Притч. 23:9); «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф .7:6); «И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них» (Мк. 6:11); «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих» (2 Кор. 4:3); «От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры» (2 Тим. 2:23).

Минус пять. Критика рационального характера.
А. Некоторые люди выдвигают Евангелию возражения рационального характера.
Б. «И говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?» И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство. Так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои, и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?» (Пс. 72:11-14).
В. Поскольку существует много различных возражений рационального характера, приведем лишь самые известные из них. Некоторые люди сомневаются в том, что Библия является Словом Божьим. Другие оспаривают Божественность Христа, третьи – библейские чудеса, четвертые – промысел Божий в человеческой истории.
Г. Писание учит нас отвечать на возникшие вопросы с терпением и достоинством: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). За помощью мы должны обращаться к Господу в молитве: «Воззови ко Мне — и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь» (Иер. 33:3). При этом часть ответов нам может быть недоступна: «Сокрытое принадлежит Господу Богу нашему, а открытое — нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего» (Втор. 29:29).
Минус четыре. Искажение вести Евангелия.
А. Некоторые люди имеют превратные представления о Боге и Его доброй воле.
Б. «Так говорит Господь: за то, что Сирияне говорят: «Господь есть Бог гор, а не Бог долин», Я все это большое полчище предам в руку твою, чтобы вы знали, что Я — Господь.
(3 Цар. 20:28); «И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего» (Иер. 14:14).
В. Существует большое количество различных заблуждений и лжеучений о Боге, поэтому мы перечислим лишь некоторые из них. Есть те, кто учит тому, что Бог не является Верховной Личностью, поэтому Ему не нужно молиться. Есть те, которые учат, что Бог оставил этот мир на произвол, поэтому не вмешивается в него посредством Своих чудес. Есть те, кто учат, что Библия не является единственным Откровением Бога людям, но волю Божью можно познать интуитивным или мистическим путем.
Г. Писание побуждает нас устранять препятствия на пути понимания людьми Божественной истины: «Но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом» (2 Кор. 4:2); «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение» (2 Кор. 6:3).
Минус три. Возражения Евангелию волевого характера.
А. Некоторые люди не желают принимать Евангелие, потому что оставляют за собой право управлять своей жизнью самостоятельно, не понимая того, что это является признаком необузданной гордости.
Б. «Смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Втор. 8:14); «И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Втор. 32:15); «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе» (Пс. 31:9); «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:8-9); «Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших…» (Евр. 3:7-8).
В. Люди часто отвергают Евангелие только по той причине, что оно требует их повиновения воле Божьей. Реальность же жизни такова, что человек без Божьей помощи не может совладать не только со своими обстоятельствами, но и со своим собственным произволом. Мы уже не говорим о сатане, бесах и злых людях, как исполнителях его воли.
Г. Слово Божье призывает нас доверить Богу свою жизнь и помочь сделать это другим: «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень. Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему» (Пс. 36:5-7); «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» (Притч. 24:11). Мы должны убедить людей в том, что наша самостоятельность и невозможна, и опасна для духовной жизни, поскольку только Бог – Источник нашего благосостояния. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41:2); «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек» (Ин. 4:13-14).
Минус два. Возражения Евангелию эмоционального характера.
А. Некоторые люди обвиняют Бога в причинении им или их близким незаслуженных страданий.
Б. «О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! Оно верно перетянуло бы песок морей! От того слова мои неистовы» (Иов. 6:2,3); «Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?» (Пс. 41:4); «Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище» (Пс. 21:18).
В. Многие люди обижаются на Бога за допущение Им различных трагедий и страданий в их жизни. Часто в автомобильных авариях гибнут люди, в чем снова-таки обвиняют Бога. Некоторые из них борются со злом, но не могут его одолеть собственными силами, виня в этом Бога за Его безразличие и пассивность.
Г. Писание призывает нас доверять Богу даже тогда, когда кажется, что Он молчит или опаздывает с ответом: «Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя» (Притч. 20:22). «Покорись Господу и надейся на Него. Не ревнуй успевающему в пути своем, человеку лукавствующему. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его» (Пс. 36:7-10). В конце концов истина восторжествует – здесь ли, на земле, или там, в вечности. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).
Минус один. Покаяние без веры.
А. Некоторые люди признают свою вину, но ощущают беспомощность в борьбе со своими грехами, не доверяя Господу своей жизни.
Б. «Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:21-24). «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим. 10:3); «Итак видим, что они не могли войти за неверие» (Евр. 3:19).
В. Некоторые люди каются за свои грехи, но не имеют веры в возможность избавления от этих грехов на практике. Поэтому они откладывают время своего крещения, все еще ожидая исправления и освящения, которые, в реальности, можно достигнуть лишь верой в Божью силу.
Г. Слово Божье призывает нас не столько к собственному действию, сколько к доверию Божьему вмешательству: «Не бойтесь, стойте — и увидите спасение Господне, которое Он соделает вам ныне… Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» (Исх. 14:13-14); «Не вам сражаться на сей раз; вы станьте, стойте и смотрите на спасение Господне, посылаемое вам» (2 Пар. 20:17); «Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим» (Пс. 90:7-9).
Нуль. Покаяние и вера.
А. Покаяние и вера являются условиями спасения со стороны человека. В ответ на них Бог дарует грешнику Свое спасение, которое включает в себя прощение грехов в Крови Иисуса Христа и силу Духа Святого для ведения новой жизни. Это событие имеет и другие названия: возрождение, искупление, оправдание, примирение и усыновление.
Б. «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15); «Как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20:20-21).
В. Возрожденные души испытывают большое духовное облегчение после своего покаяния и вручения Господу своей жизни. Сонмы прощенных и исполненных Духа Святого людей сегодня славят Бога за дарованное им спасение, желая служить Ему всю свою жизнь по доброй воле.
Г. Писание называет верующих людей обладателями многих духовных благословений. «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее» (1 Ин. 4:16); «Потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием» (1 Кор. 1:5); «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор. 5:21); «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Еф. 1:13). Они имеют полную уверенность в том, что принадлежат семье спасенных Богом людей: «Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» (1 Ин. 5:11-13).
Плюс один. Подготовка к крещению.
А. Писание призывает уверовавших в Евангелие пройти курс обучения для новообращенных. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19-20). Здесь видны два вида обучения: до крещения и после него. Вступая в завет с Господом, уверовавший человек должен получить первоначальные знания о Боге и евангельском способе спасения, а уже после изучать волю Божью более детально. «Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога, учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном»
(Евр. 6:1-2).
Б. «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется… Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного» (Деян. 2:21, 36-39).
В. Верующие настоящего времени поступают по тому же правилу, проводя перед крещением либо беседы, либо учебные курсы, знакомя новообращенных с азбукой веры.
Г. Верующие призваны постоянно обновлять свои познания о Господе и Его пути спасения. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2:41-42); «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:17).
Плюс два. Водное крещение.
А. Водное крещение – это не условие, а признак спасения, поскольку является внешним знаком обращения человека. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). Важно отметить, что водное крещение не является условием спасения, поскольку спасительным является лишь повторение того же самого исповедания, которое человек совершил в момент своего покаяния в присутствии церкви (см. Мф. 10:32; Рим. 10:9-10; 1 Тим. 6:12). «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф. 3:5-6). Скорее всего, эти люди раскаялись ранее этого момента (см. 1 Ин. 1:9), но при крещении они прилюдно подтвердили свое исповедание, состоящее из 1) признании своих грехов и 2) объявления Иисуса Христа своим Спасителем и Господом.
Б. «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:40); «Когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины» (Деян. 8:12); «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились» (Деян. 18:8); «Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса» (Деян. 19:5).
В. Подобным же образом ведут себя и современные христиане. Креститель обращается к крещаемому с вопросом: «Веруешь ли ты в Иисуса Христа как своего Спасителя и Господа?» Крещаемый отвечает: «Верую». Креститель спрашивает снова: «Обещаешь ли служить Богу доброй совестью?» Тот отвечает: «Обещаю». Тогда креститель объявляет: «По вере твоей крещу тебя в воде во имя Отца, Сына и Святого Духа! Аминь!».
Г. В дальнейшем завет, заключенный верующим с Господом посредством водного крещения, обновляется им во время каждого участия в Вечере Господней, совершаемой периодически (обычно в первое воскресение каждого месяца). «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:19-20). Кроме Вечери Господней верующий призван держаться своего исповедания, совершенного как при покаянии, так и при крещении: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего» (Евр. 4:14); «Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Евр. 10:23).
Плюс три. Духовный дар.
А. «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» (Деян. 2:38). Святой Дух сходит на человека (дарует нам Свои благословения) дважды: при его обращении (уверовании и раскаянии) и при его крещении (вхождении в Церковь Христову). Первое нисхождение дарует человеку прощение грехов и силу для ведения святой жизни; второе нисхождение – духовный дар для определенного служения в составе церкви. Получение духовного дара верующим связано с молитвой, которую совершает служитель церкви при его крещении с возложением рук. Этим действием Дух Святой приглашается наделить крещаемого Своим даром, для осуществления какого-либо церковного служения. Таких даров может быть либо один, либо несколько и проявиться они могут либо сразу, либо со временем.
Б. «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, — в учении; увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием» (Рим. 12:6-8); «Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:7-11).
В. Дары подразделяются на «обычные», т.е. проявляющиеся в жизни народа Божьего постоянно (назидания, руководства, вспоможения и т.п.), и «особые», т.е. проявляющиеся в жизни народа Божьего периодически (знамений, чудес, пророчества и т.п.). В настоящее время дары второй группы не проявляются в жизни Церкви, поскольку были призваны сопровождать проповедь Евангелия в период отсутствия Новозаветного Писания (Мк. 16:20; Евр. 2:4).
Г. Полученный от Духа Святого дар каждый христианин призван развивать и не позволять ему угаснуть. «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией. Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Пет. 4:10-11); «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден» (1 Тим. 4:14-15).
Плюс четыре. Духовный рост.
А. Писание призывает верующих возрастать в познании Господа и личном освящении. «Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Флп. 3:7-11); «Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1).
Б. «Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак. 1:4); «Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?» (Иак. 2:22); «Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3:2); «И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр. 11:16).
В. Христианин может возрастать духовно путем постоянного пребывания в общении, молитве и изучении Писания. Для этого в каждой поместной церкви должны проводиться молитвенные группы, «вечери любви», учебные программы по изучению Библии и другие виды служения (детское, женское, семейное и т.д.). Укрепившись духовно, он способен помочь в этом и другим членам Церкви Христовой. Личное освящение зависит, прежде всего, от самого человека, а не от посещения им различных церковных мероприятий.
Г. Христианин призван стремиться к духовному совершенству, хотя оно достигается в этой жизни лишь частичным образом. «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48); «Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его» (Лк. 6:40); «… к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:12-13); «… чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога, укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью» (Кол. 1:9-11).
Плюс пять. Благовестие.
А. Божья воля состоит в том, чтобы уверовавшие проповедовали Евангелие остальным людям. «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:15-16); «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9); «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом. И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна» (1 Ин. 1:3-4).
Б. Библия содержит большое количество примеров проповедников и их проповеди неверующих людям. «Итак, да будет известно вам, мужи братия, что ради Него возвещается вам прощение грехов; и во всем, в чем вы не могли оправдаться законом Моисеевым, оправдывается Им всякий верующий» (Деян. 13:38-39); «Как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедывал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20:20-21); «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11-12).
В. Верующие сегодня совершают различные виды служения благовестия: миссии в других странах и отдаленных регионах, палаточные миссии, евангелизации местного характера, благовестие посредством музыкального служения, уличное благовестие и т.д. С нас не снимается обязанность проповедовать Слово Божье также и маргинальным слоям населения (пьяницам, блудницам, наркоманам и т.д.). Особым видом благовестия является социальное служение (бесплатная раздача пищи нуждающимся, реабилитация вышедших из тюрем, работа среди беспризорной молодежи и т.п.).
Г. Дело благовестия требует постоянства, жертвенности и терпения. «Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах,
в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах» (2 Кор. 6:4-8); «Ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал» (Откр. 2:3).
Плюс шесть. Жертвенность.
А. Христиане должны всегда проявлять жертвенность в деле служение Богу, ближним и другим людям, а также готовность принести нужную плату за свои убеждения. «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (1 Пет. 4:12-13); «Итак страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро» (1 Пет. 4:19).
Б. В Библии мы находим большое число свидетельств христианской жертвенности. «Ибо они доброхотны по силам и сверх сил — я свидетель» (2 Кор. 8:3); «Возлюбленный! Ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников» (3 Ин. 5); «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым» (Евр. 6:10).
В. Дети Божьи проявляют большую жертвенность в деле благотворительности, оказанием помощи своим ближним, в церковном устроении и в распространении Царства Божьего любыми доступными им средствами. Материальное служение включает в себя церковные пожертвования и оказание помощи физически больным членам Церкви Христова.
Г. Христианин должен возложить на Господа все заботы свои. «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Пет. 5:7); «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4:6-7); «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1 Пет. 5:10).
Плюс семь. Терпение.
А. Жизнь христианина состоит в терпеливом перенесении страданий за имя Христово. «Непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим» (1 Фес. 1:3); «Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (Иак. 5:8); «Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны» (Рим. 12:12); «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:36).
Б. «Так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами» (2 Фес. 1:4); «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3:12); «дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования» (Евр. 6:12).
В. Христианин призван доверять Господу не только тогда, когда в его жизни все хорошо, но и тогда, когда к нему приходят скорби и переживания. Даже незаслуженные страдания он должен научиться принимать достойно.
Г. Вершиной долготерпения христианина является любовь к врагам: «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44). Страдания за Христа мы должны принимать с радостью. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:11-12).