Конспект по предмету «Ангелология».
Гололоб Г.А.
План курса:
1. Ангелы как духовные существа.
2. Классификация и назначение ангелов.
3. Божьи ангелы.
4. Сатана и его падение.
5. Злые ангелы.
6. Принципы духовной брани.
Библиография.

  1. Ангелы как духовные существа.
    Слово «ангел» означает на древнееврейском языке «вестник», однако в их задачи входило не только возвещение воли Божьей во снах или наяву.
    Впервые мы встречаем ангела в тексте Быт. 16:7, когда он служил изгнанной Сарой Агари и ее сыну. Затем ангелы заграждали пасть львам, защищая Даниила во рву львином. Ангелы являлись в видениях и наяву многим мужам Божьим: Иисусу Навину, Иезекиилю, Иоанну на о. Патмос. В Новом Завете ангелы служили Иисусу Христу в пустыне (Мф. 4:11). Христос учил о том, что ангелы наблюдают за детьми (Мф. 18:10). Ангелы избавили апостолов из темницы (Деян. 5:19), а также и апостола Петра (Деян. 12:7).
    Природа ангелов.
    Ангелы – это духовные существа (Пс. 103:4; Евр. 1:14), потому имеют способность проходить через стены (Деян. 12:7), мгновенно исчезать или подниматься прямо в пламени (Суд. 13:19-20). Они могут переносить людей как Филиппа (Деян. 8:26). Ангелы живут на небесах (Мф. 22:30; Лк. 1:13, 15; Ин. 1:51; Еф. 3:10). Возможно для служения на земле ангелы используют тела, поскольку могут быть видимыми и даже принимать пищу (Быт. 32:1-2; 18:5; Лк. 2:9).
    Возможности ангелов.
    Ангелы мудрее людей (2 Цар. 14:20) и сильнее их (Пс. 102:20; Мф. 28:2, 4; 2 Пет. 2:11). Один ангел мог поразить 185 тысяч воинов в одну ночь или 70 000 (2 Цар. 24:15-16). Ангелы бессмертны (Лк. 20:35-36) и поэтому не могут умереть. Они отнесли Лазаря на лоно Авраамово после его смерти (Лк. 16:24). Ангелы бесполы и не живут брачной жизнью (Мф. 22:30; Лк. 20:35-36). Ангелы могут управлять различными природными стихиями (см. Откр. 7:1). В образе «ангелов» в Быт. 18-19, скорее всего, выступают Три Лица Троицы. Под «ангелами» в Откр. 1-3 следует понимать предстоятелей церквей, или «вестников», призванных донести им Божественное послание.
    Тем не менее, ангелы уступают людям по достоинству, поскольку только людям повелено проповедовать и только они подлежат искуплению. Возможно, что даже первоначально Бог задумал поднять человека выше ангелов, что и возмутило сатану. Люди будут однажды судить падших ангелов (1 Кор. 6:3). Люди не должны поклоняться ангелам (Откр. 22:8-9).
    Обязанности ангелов.
    Основное назначение «ангелов» заключено в их имени: быть вестниками Бога (см. Лк. 2:15), хотя старшие ангельские чины, вероятно, выполняют другие обязанности. Известные нам из Библии обязанности ангелов распределяются на следующие:
    1) служение Богу;
    2) служение людям.
    В первом случае речь идет об охране (точнее сопровождении) Бога и прославлении Его. Этот вид обязанностей соблюдался ангелами херувимами и серафимами. Херувим впервые упоминается в книге Бытие: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:24). Перед тем, как восстать против Бога, сатана был херувимом (Иез. 28:12-15), что делает серафимов приближенными к Богу ангелами. Скиния и храм содержали множество изображений херувимов (Исх. 25:17-22; 26:1, 31; 36:8; 3 Цар. 6:23-35; 7:29-36; 8:6-7; 1 Пар. 28:18; 2 Пар. 3:7-14; 3:10-13; 5:7-8; Евр. 9:5; Откр. 4:6-9). Это значит, что в отличие от Бога изображать ангелов было позволительно, что и было представлено в видениях пророка Иезекииля (главы 1 и 10).
    Впрочем, считать описанные пророками Иезекиилем и Исаией ангельские чины реальными, а не символическими не стоит: шестикрылые серафимы, возможно, объясняется круговыми движениями обычных крыл, видение «огненных колес» соответствует образу вращающихся колес колесницы; закрытие ног и лица крыльями возможно символизирует смирение перед Богом. Поскольку слово «сераф» на иврите означает «огонь», «молния», возможно, серафимы освещали Господу путь, а также прославляли Его пением. Об использовании ангелами каких-либо инструментов при этом нам ничего не известно.
    Летящих ангелов мы встречаем только в книге Откровение (Откр. 8:13; 14:6). Даниил описывал явившегося ему ангела так: «Тело его — как топаз, лице его — как вид молнии; очи его — как горящие светильники, руки его и ноги его по виду — как блестящая медь, и глас речей его — как голос множества людей» (Дан. 10:6). Вероятно, это был также серафим. Упоминание о «семи духах Божьих» некоторые толкователи используют для обоснования мнения о числе главных ангелов-серафимов (Откр. 3:1; 4:5; 5:6; ср. Ис. 11:2).
    Под служением людям подразумевается защита их в детстве от различных опасностей для жизни (Мф. 18:10; Пс. 90:11), а также совершение Божьих судов (см. 2 Цар. 24:16; 1 Пар. 21:12). Известно, что ангелы будут участвовать в Последнем суде над людьми у Белого Престола (Мф. 13:39). По аналогии с бесами, ангелы, вероятно, отвечают за воспитание в людях определенных добродетелей (Быт. 28:12; 31:11; 32:2) и охраняют святых от злых сил (см. Мф. 4:11; Лк. 22:43). Ангелы толкуют людям волю Божью (Иез. 40:3; Дан. 10:5, 14; Зах. 1:9; 2:2; 4:1), служат тем, кто должен наследовать благодать (Мф. 18:10; Евр. 1:14), а также содействуют им в служении (Деян. 8:26; 10:3, 7, 22). Известно, что ангелы участвовали в передаче Закона на горе Синай (см. Деян. 7:53; Гал 3:19; Евр. 2:2).

  2. Классификация и назначение ангелов.
    Ангелов существует большое количество (4 Цар. 6:17; Мф. 26:53; Евр. 12:22; Откр. 5:11). В Библии (Дан. 10:12-21; 1 Пет. 3:22; Кол. 1:16; 1 Фес. 4:16) упоминаются разные названия ангелов: архангелы, ангелы, власти, силы, престолы, господства, начальства (начала). Только двоих из них мы знаем по имени, напр. архангел Михаил (Иуд. 9) и Гавриил (Дан. 8:16; 9:21; Лк. 1:19, 26). На этих данных строится наше убеждение о большой классификации ангелов, вероятно связанной с ответственностью за отдельные народы (см. Дан. 10:13).
    Об ангельской иерархии упоминается в иудейских апокалиптических книгах. Иудейские мыслители признавали существование классов ангелов (например, начальства и престолы), каждому из которых был предоставлен особый уровень небес. В результате развития этих представлений во времена Павла евреи верили в то, что ангельские существа являются личностями, которые могут влиять на земные дела, особенно на природные явления.
    Павел не совсем разделял эти взгляды, когда отличал «ангелов» от «начал» и «сил» в Рим. 8:38-39. В тексте Кол. 2:8, 20 он подразумевает некоторый род ангелов под словом «стихии» или элементарные принципы устройства мира. Здесь они имеют безличный характер в отличие от «начальств и властей» (Кол. 2:15), у которых Христос забирает силу. Разумеется, Павел показывает преимущество Христа над ангельскими существами, которым уже в его дни поклонялись многие иудеи.
    Павел считает созданиями Божьими целый ряд ангельских существ: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано» (Кол. 1:16). Следовательно, часть из этих ангелов были противниками Бога.
    Какие же обязанности они имели? Управляли материальным миром или же должны были заботиться о духовных нуждах людей? Возможно, и материальный мир также нужно поддерживать и охранять от разрушения, но, прежде всего, в обязанности ангелов входит поддержание и забота о духовности человека. Неслучайно Павел пишет: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12).
    Поскольку в задачи Церкви не входит политическая борьба, следует полагать это не предмет главной опасности, исходящей от сатаны и его слуг. Часто этот стих толкуют как необходимость борьбы с подлинными силами, стоящими за политической борьбой, однако из самого текста и во свете других высказываний Павла о христианском пацифизме (Рим. 12-13), этот смысл маловероятен (2 Фес. 1:7).
    Между тем ангелы имеют какое-то отношение к человеческим религиозным обрядам: праздникам, пище и служению (Кол. 2:16-19). Скорее всего, в Колоссах существовал культ поклонения ангельским существам, возможно в значении посредников между Богом и людьми. По этому учению Бог не мог общаться людьми непосредственно, так как это было бы для Него унизительно. Следовательно, нужно было иметь больше иметь дело с ангелами, а не с Ним.
    Поскольку злые ангелы являются духовными существами и их влияние на мир больше сосредоточено в сфере борьбы за души людей, они воздействуют на людей при помощи сознательного и подсознательного воздействия. При этом подсознательное воздействие носит лишь отвлекающее и устрашающее значения, поскольку главное в их тактике обмануть человека, а не превратить его в робота посредством прямого внушения (гипноза). По этой причине злые силы специализируются на создания ложных философских, мировоззренческих, идеологических, политических, социальных и религиозных учений, а также оккультных суеверий и обычаев, уводящих людей от Бога. Они действуют таким образом, чтобы сами люди не осознавали их реального присутствия и хитрого влияния.
    По аналогии с современной тактикой политической борьбы у злых ангелов имеется узкая специализация: дезинформация, отвлечение от истины, прельщение, спекуляция на стремлении людей к познанию, творчеству и искусству. Основным орудием дьявола и его слуг является генерация новых увлечений, удовольствий и удобств с определенной мировоззренческой начинкой.
    Согласно тексту Кол. 2:13-15 «начальства и власти» спекулировали на Божьей законе или справедливости, но когда Иисус взял на Себя вопрос удовлетворения требований Божьего правосудия, Он выбил из их рук все козыри. Теперь они оказались обезоруженными, поскольку каждый грех человека был не важным для дальнейшей его судьбы, все определяло покаяние и вера.
    Понимая это, бесы стали обращать внимание не на внешние грехи, а на внутренние, причем стараясь дискредитировать и расколоть само христианское учение на массу различных взглядов и концепций. Продолжать господствовать над людьми они могли только при помощи ложных учений после того, как лишились возможности спекуляции на законе Бога. Раньше бесы действовали при помощи религиозных культов, предписывая, что нужно было делать людям, для их спасения, теперь же они переключились более на пропагандистскую работу.
    Таким образом бесы не лишились всех средств своего влияния на людей. Духовная война, конец которой будет лишь в последние дни истории 1 Кор. 15:24), продолжается и нам нужно знать ее законы. Освобождение твари происходит постепенным образом (Рим. 8:18-25).
    Власти зла были посрамлены и опозорены не только Смертью, но и Воскресением Христа, лишившем силы ада еще одного устрашавшего людей оружия – смерти. Теперь она не страшна всякому верующему в Иисуса Христа (1 Кор. 15:54-57; Евр. 2:14-15).

  3. Божьи ангелы.
    Имеются верные Богу ангелы, которые названы святыми (Пс. 88:7-8; Мк. 8:38). Ангелы постоянно сопровождают Бога, чтобы исполнять все Его поручения (Мф. 25:31; 2 Фес. 1:7-8). Под «избранными» ангелами (1 Тим. 5:21) следует понимать ангелов устоявших в первом испытании, вероятно, связанным с отпадением сатаны. Таким образом они оказались в числе «избранных».
    В задачи ангелов входят:

  4. служить и славить Бога;
  5. поддерживать и защищать людей;
  6. осуществлять наказание людей (Мф. 13:41; Деян. 12:3).
    Ангелы служат верующим тем, что предостерегают их от греха (Числ. 22:22), руководят (Деян. 8:23), защищают и укрепляют (3 Цар. 19; Дан. 6:22; Лк. 22:43), посылают Божьи откровения (Деян. 7:23; Гал. 3:19; Евр. 2:2). После их смерти они относят их на небеса (Лк. 16:22).

  7. Сатана и его падение.
    Сатана первоначально пребывал на небе в присутствии Бога (Иез. 28:14; Лк. 10:18), и возможно в его владениях находилась Земля. После своего отпадения от Бога он искусил первых людей в Едемском саду через посредство змея (Быт. 3:1; Иез. 28:13). До прихода Христа на землю он был «князем этого мира» (Мф. 4:9; Ин. 12:31; 14:30; 16:11; Еф. 6:12), после Смерти и Воскресения Христа лишился преимуществ в битве за людей. В настоящее время он пребывает в ограниченном (переходном) состоянии или в воздухе, имея доступ и к земле, и к небесам (Иов. 1:6-12; 2:1-6; Еф. 2:2; 6:12). В последние дни, в середине Великой скорби он будет сброшен на землю (Откр. 12:9-13), где снова на короткое время восстановит свою власть.
    Увиденная апостолом Иоанном история о связывании сатаны и пребывания его 1000 лет в бездне (Откр. 20:1-3), вероятно, представляет собой символическое описание поверженного состояния сатаны Христом на Голгофе и связана с правлением Церкви на земле. По этой причине развязывание сатаны из Откр. 20 следует отождествить с низвержением его на землю, описанным в Откр. 12. После последнего бунта, поднятого сатаной в конце человеческой истории, он будет брошен с озеро огненное (Откр. 20:7-10), где и будет мучиться вечно.
    Имя «Люцифер» (от лат. «светоносный») восходит к библейским описаниям сатаны (с евр. «противник»), изложенными в Ис. 14:12 и Лк. 10:18. В римской мифологии Люцифер был утренней звездой, сыном Авроры или зари. В средние века это имя отождествили с библейским сатаной. В исламе оно равнозначно «шайтану», которого следует отличать от духов, названия которых («джинны», «дэвы», «пери», «алы») проникли в ислам из языческого прошлого, не истребленного Мухаммедом.
    В Библии нам даны основные намеки на то, что случилось между сатаной и Богом (Ис. 14; Иез. 28), по которым можно несколько реконструировать историю происхождения зла. Если мы знаем, что Творец является тем Богом, Который послал на смерть и унижение Своего Возлюбленного Сына и не пощадил его ради спасения людей, то следует полагать при нем неплохо жилось сатане. Что же случилось? Сатана занимал в иерархии духовных существе весьма почетное положение, это послужило поводом для его гордости. Он, будучи творением, решил посягнуть на то, чем по праву мог обладать лишь Один Бог.
    Только ли на силу рассчитывал сатана в своем восстании против Бога? Вряд ли, поскольку Бог могущественнее его. Он мог рассчитывать лишь на свой разум, выдвинув собственный план управления миром как альтернативный Богу. Иными словами, эта борьба носила скорее идеологический характер, чем силовой. Сатана фактически оспорил Божественное право на управление миром.
    Что же представлял собой план мирового правления, разработанный сатаной для того, чтобы Бог не просто уничтожил его, а был вынужден ввиду Его моральной природы доказывать Свою правоту не с помощью силы, а истины. Только идейная подоплека его спора с Богом могла оставить сатану в живых. Что же он выставил в противовес системе правления Бога? Конечно же то, что не отвечало Божественному способу управления миром — представление о власти. Сатана признавал только власть, закон, право, силу, своевольное и справедливое наказание, Бог же кроме этого — милость, прощение, терпимость, убеждение, умеряющих наказание.
    Дьявол увлек за собой большую часть небожителей только потому, что смог убедить их в верности своей идеи. Он посчитал моральный подход унизительным для Верховного Владыки, Который по его мнению должен был управлять миром, исходя лишь из соображений права (власти), но не морали. Почему это так важно знать?
    Дело в том, что вся человеческая история представляет собой ту же борьбу между Богом и дьяволом, в которую теперь оказалось вовлеченным и человечество. Почерк деятельности дьявола и Бога можно видеть в различных идеологических системах и даже исторических событиях. Это противостояние власти, силы убеждению и истине. Кто же должен распоряжаться миром: тот, кто силен, или тот, кто прав? Конечно, Бог включает в Себя и то, и другое, однако Он не может руководствоваться обеими этими категориями, применимо к каждому конкретному случаю.
    Что же это значит? Это значит то, что Божье правление не может быть одновременно и правовым, и моральным. Это — очень значительная истина, объясняющая поведение Бога в человеческой истории. Конечно, в Ветхом Завете Божье правление больше носило правовой характер, но в Новом эра благодати подразумевает переход Бога на чисто моральный способ спасения людей — через даровое предложение людям прощения их грехов. При этом вопрос спасения лишь отражал моральный способ Божьего отношения к людям, но не исчерпывал его вообще.
    Часто людям кажется, что Бог молчит, хотя это неверно. Бог не молчит, а может бездействовать. Молчать же Он не может, поскольку моральный способ Его правления миром это не только позволяет, но и требует. Бог борется с сатаной истиной, а не силой. При этом Он переубеждает не сатану, который знает, что не прав и в конце концов проиграет этот спор, но Он защищает Свое достоинство, доказывая Свою правоту перед ангелами и особенно людьми, как обладателями Его «образа». Тем, что Бог применит силу, нельзя доказать правоту. Правоту доказывает жизнь и влияние истины на действительность.
    Сатана также решил злоупотребить Божественной природой, включающей в Себя любовь, а не только справедливость. Правда, по отношению к себе он не ожидал ее, но знал, что многие существа, не обладающие истиной, могут поверить ему и Богу придется их переубеждать, а не наказывать. Именно моральная природа Бога, делающая Его терпимым и снисходительным к неумышленным и заблуждающимся противникам, объясняет некоторое бездействие Бога. Бог может применить силу лишь по отношению к тем, кто восстает против ясно понимаемой им истины, но не к ищущим ее.
    Чем же чревато это некоторое бездействие Божье? Видимостью победы зла над добром. Сила часто создает впечатление своего всемогущества и победы над истиной. Она действует быстро и ее результаты видны сразу, однако она не решает всех проблем, а скрывает духовные, а следовательно и решающие, из них. Сила имеет лишь поверхностное влияние на мир, не затрагивая устои его существования, как это делает истина. Так вот с виду кажется, что Бог проиграет, а зло одолевает добро в этом мире. Почему? Потому что сила лежит на поверхности и ее видно. Истина же лежит глубоко, но не будучи видимой влияет на мир более существенным образом, чего и боится сатана. В задачи христианина входит то, чтобы разглядеть истину и понять характер духовной борьбы, невидимой с виду.
    С другой стороны, Божий способ управления миром не позволяет Богу применять силу в каждом случае. Не использующий силу Бог обычно не понятен людям, поэтому они расценивают такое Его поведение, как униженное. Да, очень часто добру приходится рассчитываться за того, кто сделал зло, чтобы приобрести его для себя. Добро, конечно же, жертвует намного большим для достижения своих целей, чем зло этого мира. Например, Христос, выступая в роли человека, не имел морального права воспользоваться несколькими легионами ангелов в трудную для Него минуту. Бог не мог обойтись без Воплощения в Своем замысле спасения, с одной стороны, уважая справедливость и правила ведения борьбы с сатаной, с другой не противореча Своей любви к другим людям.
    Став человеком Христос, не мог хитрить и тайно перечислять Себе из небесного банка необходимые средства, борясь со грехом. Он также не мог пострадать за грехи людей вне физического тела. Он также не мог лишь формально быть оставленным Отцом, который только юридически (без страдания и унижения) вменил бы Ему грехи всех людей. Вот, где кроется тайна Божественного унижения. Бог должен был бороться с дьяволом по правилам плюс моральным способом.
    Архангел Михаил не мог спорить с сатаной не потому, что не имел права отстаивать истину, а потому, что это был бы бесполезный спор. Также он не мог вступить с ним в борьбу, поскольку духовный мир оперирует, прежде всего, категориями истины, которые отверг дьявол, как отец лжи. Однако физическое уничтожение сатаны могло заронить сомнения в душах неосведомленных или неубежденных людей и других ангелов: Не боится ли Бог, что сатана прав? Сатане нечего было доказывать, но Бог не даст Своей славы никому, поэтом должен был предоставить дьяволу свободу, чтобы продемонстрировать Вселенной его неправоту. С тех пор Бог продолжает это делать и наше дело быть послушными орудиями в Его руках.
    Правовой Бог мог бы обойтись и без нашего участия в этой вековой битве, однако поскольку сатана обхитрил Адама не силой, не силой Бог должен возвратить его обратно. Поскольку же людей нужно убеждать, а не заставлять внутренним влечением, нам и передана Божественная истина, с помощью которой и осуществляется спасение людей. Христос пришел к современному Адаму ни с чудесами, которых не показывал в Едеме дьявол, ни с силой, которую также дьявол не демонстрировал тогда, а лишь с истиной, засомневаться в которой смог убедить первых людей сатана. Он вызвал на бой сатану не как всемогущий Бог, а как безгрешный и потому независимый от него человек, потому что Бог борется по правилам. Христос Своим воплощением не только получил возможность повторить историю Адама, подвергшись искушениям со стороны дьявола и устоять, но и задать новое направление ее течения.

  8. Злые ангелы.
    Ангелы были сотворены добрыми существами (Лк. 9:28; 2 Пет. 2:4; Иуд. 6), но, против Бога восстал сатана, некоторые из них отпали вместе с ним (2 Пет. 2:4). Они стали на сторону сатаны, когда тот попытался занять место Бога (Ис. 14; Иез. 28; Откр. 12:7). За это они были низвержены в поднебесную сферу или воздух (Еф. 6:12), откуда они продолжали соблазнять людей, чаще женщин через распространение оккультных знаний и практик (Быт. 6:1-4). Злым ангелам и сатане приготовлен суд (Мф. 25:41; Иуд. 6). Вероятно, существует большая классификация и демонов, ответственных как за различные территории, так и за различные искушения людей. В отличие от добрых ангелов злые не имеют тел, либо не имеют права появляться в них среди людей. Поэтому обычно они воздействуют на свои жертвы путем различных видений, чем на прямую.

  9. Принципы духовной брани.
    Христос дал определенную власть над силами тьмы Своим апостолам (Лк. 10:19). Распространяется ли эта власть на современных христиан? Было бы легкомысленно считать это действительным во всем размере апостольских полномочий. Все они были очевидцами жизни и учения Христа (Деян. 1:21-22), но никто из нас не может ссылаться на воспоминание живого общения с Иисусом (1 Ин. 1:1-2). Мало того, только об Иисусе Христе сказано, что Он явился для того, «чтобы разрушить дела дьявола» (1 Ин. 3:8). Все мы лишь участвуем в Его этом деле в различной степени, апостолы больше, мы меньше. Сам дьявол вовсе не боится наших проклятий, если они сделаны без духовной силы и на основании лишь формальных формулировок или методик (Деян. 19:15).
    Единственной безупречной в библейском отношении властью христианина над бесами является то, что эти бесы не обладают никакой властью над ним. Оскорбления в адрес сил зла говорит о том, что мы сами сползаем к использованию средств, которыми пользуется наш враг. По крайней мере, архангел Михаил не позволял себе этого (Иуд. 9).
    Новый Завет говорит о том, что некоторые действия апостолов совершали и другие христиане в их время. В частности изгнание бесов (Мк. 16:17; Деян. 8:6-7). При этом Писание осторожно относится к приемам силового противостояния власти сатаны, смещая акцент на знание воли Божьей из Библии, доверие которой является лучшим средством пресечения сатанинского влияния (1 Ин. 4:4). При этом эта вера должна выражаться не в горделивом самолюбовании, а в кротости (Иак. 4:7; 1 Пет. 5:8-9). Поскольку же сатана обычно действует посредством введения христианина в грех (см. Деян. 5:3), очищение и успешный духовный рост делают нападения сатаны и его слуг безрезультатными.
    Вопросом изгнания бесов (Мф. 10:1,8) должны заниматься лишь особо призванные к этому служению братья при общецерковной молитвенной поддержке. Данное обстоятельно важно по той причине, что бесы очень хитры (2 Кор. 11:15; 2 Тим. 3:13) и могут ввести в заблуждение даже опытных служителей (2 Кор. 2:11; Еф. 4:26-27; ср. 1 Тим. 4:1; Откр. 16:13-14). Равным образом Библия не поощряет прямого обращения к сатане и к его духам, наделяя этими полномочиями лишь апостолов. Эти «разговоры» весьма опасны в виду ясного понимания того, что мы находимся во плоти и не имеем никакого представления о возможностях сверхъестественных оккультных сил.
    Таким образом, христианину нужно не хвастаться своей силой над сатаной, а с препоясанными чреслами защищаться от его влияния и возможности обмана. «Связывать сатану» имеет право лишь один Бог (Еф. 1:15; 2:6), мы же можем лишь приглашать Его сделать это. Простые формулы «во имя Иисуса» здесь не помогут делу. Преклонение перед Его именем осуществится лишь эсхатологически (Флп. 2:10). Следовательно, христиане должны занимать более оборонительную, чем наступательную позицию по отношению к бесовским силам.