Бог Отдающий
Гололоб Г.А.
Всем христианам хорошо известен центральный текст всей Библии, описывающий любовь Бога к грешному человечеству: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Нам бы хотелось обратить внимание наших читателей лишь на одно слово в этом заявлении: «отдал». Пожалуй, каждый из спорящих между собой людей, согласится с тем, что способность Христианского Бога отдавать явно отличает его от других божеств существующих религий. Все остальные божества только берут у людей, но не отдают им чего-либо даром.
Это не значит того, что Бог Библии способен только отдавать, но в одном ряду с определенными требованиями Он все же не стоит в стороне, пассивным образом наблюдая или же безучастно ожидая их выполнения, но ищет любого способа помочь нам осуществить требуемое. Иными словами, Он никогда не возложит на нас такую ответственность, для осуществления которой не снабдит нас необходимым. Он вовсе не похож на цыгана, который посылает в магазин своего сына без каких-либо денег. Ниже мы хотели бы поговорить об этом качестве нашего Бога более детально, а заодно напомним себе о том, что же именно дарует нам Бог.
Бог дарует нам саму жизнь
Первое, что сделал Бог для всех людей, ничего не прося взамен, это — обеспечил само их существование, которое трудно назвать бедственным, по крайней мере, изначально. Например, современные ученые хорошо знают, что такое «антропный принцип». Таким названием условно обозначается комплекс специально разработанных Творцом мер по жизнеобеспечению всех живых организмов на планете Земля. Существует около 50-ти точно настроенных параметров, изменение любого из них даже на малую долю своего настоящего значения неизбежно приведет к уничтожению всего живого на Земле. В состав этих факторов входит множество параметров, от номинального размера заряда электрона до оптимальной степени количества теплового излучения Солнца. Только об этом принципе можно написать огромные тома книг – ровно столько, сколько Бог заслужил за это похвалы.
Человеческая жизнь настолько сложна, что мы можем быть уверены в том, что возникнуть самостоятельно она просто не способна. Из 94 встречающихся в природе химических элементов, 81 обнаружен в организме человека. Кроме того, человеческий организм состоит из большого числа тканей, органов и систем. Существуют следующие основные ткани: покровные (кожа и оболочки), соединительные (хрящ, связки, костная), мышечная (поперечнополостная, сердечная и гладкая) и нервная. В организме имеется большое число органов, входящих в различные системы. Существуют следующие системы человеческого организма: опорно-двигательная (кости, суставы, мышцы, связки); нервная; покровная (кожа и слизистые оболочки); сердечно-сосудистая и кровь; дыхательная; пищеварительная; мочевыделительная; иммунная; эндокринная и репродуктивная (мужская либо женская). За работой большинства этих систем мы даже не следим сознательным образом. Обо всем позаботился Сам Творец. Таким был Его подарок нам.
Бог дарует нам Свои умения
Никто не станем спорить с тем, что и умом, и долголетием, и здоровьем Адам намного превосходил каждого из нас. Некоторые исследователи полагают, что сверхприродные качества вундеркиндов, женская интуиция и мистическая ориентация в пространстве мигрирующих животных, рыб и птиц – это отголоски первозданных качеств всех живых существ, которые в последствии были значительно ими утеряны. Неудивительно, что ученые говорят о том, что среднестатистический человек в обычной своей деятельности использует лишь 10 процентов возможностей своего мозга.
Но вопрос не в этом. Есть все основания полагать, что некоторые практические вещи Адам не мог придумать сам в его первоначальном, пусть и значительно превышающем наше, состоянии. Например, выдающимися изобретениями древности, потрясшие даже современны ученых, ныне считаются следующие: пользование грамматической речью, приготовление пищи на огне, использование процесса брожения для выпечки хлеба, приручение животных (особенно собак и лошадей), изобретение стрелы, плуга, колеса, рычага, кирпича, воздушных мехов, пользование «звездным» календарем, произведение элементарных математических вычислений, научение примитивной игре на музыкальных инструментах, плавление металлов, производство бетона, стекла и других материалов, полезных в строительстве и в быту.
Взять, например, выпечку хлеба пусть даже в виде жареных на камне лепешек. Чтобы самостоятельно додуматься до того, что созревшие злаки нужно освободить от кожуры (веять на ветру), потом перемолоть в жерновах, потом образовавшуюся муку смешать с водой и поставить в теплое место для брожения, не смог бы ни один ни древний, ни современный гений. Однажды в жизни его кто-то должен был этому научить, подобно тому, как дети учатся у родителей многим вещам, например, ловле рыбы на удочку. Если бы человек посадил на крючок любую приманку, скорее всего, он очень скоро совершенно расхотел бы рыбачить.
Конечно, многие открытия были сделаны людьми позже (правда, не без той же самой зависимости от Бога), но самые необходимые из них человек получил из рук Божьих в самом начале человеческой истории. Но теоретически Бог мог бы и не поделиться с людьми Своими изобретениями (см. Мф. 18:29-30). Все мы хорошо помним античную историю о воровстве огня у олимпийских богов Прометеем. У Христианского же Бога не приходилось ничего воровать, чтобы выжить. Он Сам наделил первых людей теми знанием и умением, которые были им необходимы для выживания. Таков Бог Отдающий, а не Берущий. Он с готовностью поделился с ними Своими знаниями.
Бог дарует нам Свои знания
Нам неизвестно, чему научил Сам Бог первых людей, когда их создал. Написано только, что «взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Но Богу не свойственно давать задание, при этом не предоставив тех средств, с помощью которых его можно было бы выполнить. Библия обращает внимание на выдающиеся качества Адама, позволяющие ему назвать всех животных в соответствии с их сущностью. Для этой цели, разумеется, первому человеку пришлось познать каждое живое существо с целью определения его основного признака, в соответствии с которым его и можно было как-то назвать.
Поделиться Своими знаниями – это значит также уметь отдавать. При этом в Божественном Откровении имеется три этапа: в совести человека, в законе справедливости и в законе любви. Первые два Откровения (Общее Откровение и закон Моисея) лишь подготавливают грешника к спасению, а второе (Особое Откровение Иисуса Христа) – дарует его на условиях покаяния и веры. Первые два открывают людям такое качество Бога, как справедливость, а третье – Его любовь.
В эти три этапа Откровения можно обнаружить в тексте Пс. 18, хотя и не все в ясном виде. Некоторые исследователи считают три части этого псалма (Пс. 18:2-7, 8-12 и 13-15) какими-то бессвязными и, возможно, принадлежащими разным авторам, однако на наш взгляд – это поверхностное заключение. Если взглянуть на этот псалом более проницательно, нам откроется удивительная картина, описывающая Бога Говорящего ко всем людям посредством двух Своих Откровений (третье и последнее тогда еще не было известно людям) и в ответ на него молчащего человека. Впрочем, сам этот человек внутренне испытывает огромную нужду в Божьей милости, которая состоит из двух частей: из прощения человеческих грехов и силы для святой жизни.
Я думаю, что каждое Откровение Бога несет с собой нам благо. Нам больше известно о законе Моисея и Новом Завете, но польза от Естественного Откровения также значительна, даже если говорить о вопросе спасения. Эта польза состоит в подготовке человеческого сознания к принятию истин Особого Откровения. Поскольку закон Божий требовал от человека того, что тот не был в состоянии осуществлять во всей полноте, Бог тем самым подсказывал ему, что он нуждается в милосердии и сострадании Высших сил, чтобы ему не погибнуть от наказания со стороны самой Божественной справедливости.
Кальвинисты считают, что Естественное Откровение нужно Богу только для сохранения человечества в этой жизни. Однако Богу совершенно нет никакой пользы от того, чтобы одарять грешника земными благами, когда он способен только ими злоупотреблять. И, действительно, Бог – не живодер, который откармливает человеческий скот для того, чтобы его потом заколоть и использовать в пищу. Если же Бог способен любить грешников только в этой жизни, тогда Он напрасно трудится, поскольку в этой жизни они Ему ничем не воздадут за это. Но если Он готов отдавать Свою любовь им в земной жизни, то почему этой любви у Него не должно хватить также и для обеспечения людей спасением в потусторонней жизни?
Кальвинисты также считают, что Естественное Откровение Бога предназначено только для избранных лиц, которым суждено с непререкаемой неизбежностью также и ответить верой и покаянием на требования Особого Откровения. Однако нам не понятна необходимость такой подготовки в случае неотразимости действия проповеди Евангелия. Напротив, такой подготовительный подход только унижает исчерпывающий характер благодати спасения. Оказывается, без этой подготовки со стороны Общего Откровения не срабатывает даже Особой Откровение.
Однако к лицу Богу отдавать Свою Любовь всем, включая и грешников, даже если для этого придется встряхнуть самых противных из них при помощи угроз или страданий. Существует такой аллегорический рассказ.
Однажды профессор биологии по своей профессии и атеист по своим убеждениям гулял по лесу, размышляя о том, какой удивительный мир подарила людям эволюция. Но вдруг поток его возвышенных мыслей прервало громкое рычание. Он обернулся и увидел огромного медведя. Профессор побежал, но, неожиданно споткнувшись, упал. Следующее, что он увидел, — это огромный медведь, стоящий одной лапой у него на груди и замахнувшийся другой, чтобы нанести смертельный удар.
С ужасом в глазах профессор-атеист закричал: «Боже, помоги мне!»
Медведь тотчас замер. Лес замолчал. Лицо биолога озарил яркий свет, и голос с небес сказал:
— Все эти годы ты отрицал Мое существование и твердил своим студентам, что Меня нет. Но сейчас, в этой ужасной ситуации, ты рассчитываешь на Мою помощь. Могу ли Я в связи с этим начать считать тебя верующим?
Профессор-атеист посмотрел на небо и ответил:
— Если я сейчас скажу, что стал христианином, то это будет лицемерием… Но, может быть, Ты можешь сделать так, чтобы этот медведь поступил по-христиански?
— Хорошо, — сказал голос.
Яркий свет исчез, и звуки леса вновь зазвучали. А медведь сел возле профессора, сложил лапы в молитвенном жесте и, склонив голову, произнес человеческим голосом:
— Господи, благодарю Тебя за эту пищу, которую Ты милостиво послал мне сегодня!
Хитрое человеческое сердце хочет, чтобы Бог сделал христианами лишь наших врагов, но не нас самих. А нам самим не обязательно становиться христианами. Однако Бог не любит лукавых людей, а гордых тем более. Обычных же грешников Он не только призывает к спасению, но и делает со Своей стороны все необходимое, чтобы они это спасение приняли личной верой и покаянием. Иными словами, Он не лишает никого из нас беспричинно Своих благ, включая и спасение.
Бог дарует нам Своего Сына
Апостол Павел выразил это следующими словами: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:32). Обычно нам возражают тем, что не все люди знают об этом Божьем подарке. Это верно – было много людей, да и сейчас их найдется немало, которые ничего не слышали о Божьем Сыне Иисусе Христе и о всем, что Он сделал для спасения каждого из людей. И все же вопрос спасения каждого человека зависит от того, что сделал Иисус Христос на Голгофе, т.е. взял на Себя наши грехи. Если Библия говорит нам, что Христос умер за грехи всего мира, это значит то, что каждый человек на Земле имеет полноценный шанс спасения.
В связи с этой темой важно отметить, что в исключительных случаях спасительным становится даже частичное Откровение Бога, которое мы называем Общим. Даже в настоящее время не все люди могут быть достигнуты проповедью Евангелия, но в таком случае вступает в свои исключительные права Общее Откровение. Если человек не успел узнать что-либо о Евангелии, это не значит того, что он непременно погибнет. Если он смог отреагировать правильно на частичное Откровение Божье (см. Рим. 2:14-15), ему зачисляется все остальное универсальной благодатью Божьей (хотя лишь в посмертном его существовании).
Это значит, что вполне можно быть спасенным, даже не зная о способе этого спасения. Ниже мы поделимся примером, иллюстрирующим данное утверждение. До открытия такого заболевания, как цинга, многие долгое время путешествующие люди (особенно моряки) массово умирали, из-за недостатка витамина С. Данное обстоятельство говорит о том, что можно долгое время болеть, страдать и даже умирать, совершенно не зная причин своего заболевания. Но еще более удивительно то, что можно исцелиться от этих болезней, также не имея никаких представлений о своих целителях. За двести лет до научного открытия причин появления цинги простой британский военный заметил, что люди, заболевшие цингой, но употреблявшие в пищу фрукты и зелень, впоследствии исцелялись. Он начал давать всем заболевшим этим заболеванием лимоны и апельсины, и они стали быстро выздоравливать. Итак, люди двести лет успешно лечили цингу, не имея малейших представлений о самом механизме этого исцеления. Это – яркая иллюстрация тому, как могли быть спасены люди без исчерпывающего знания о способе их спасения во Христе.
Почему же Библия использует слово «отдал», говоря о Христе? Дело в том, что Христу предстояло осуществить миссию спасения людей в очень неблагоприятных условиях: во-первых, Ему нужно было не только оставить всю славу небес, но и отложить в сторону Собственную Божественность (не Личность), чтобы получить возможность войти в человеческое тело, подверженное не только различным ограничениям, но и искушениям со стороны дьявола, мира и человеческих похотей; во-вторых, Ему следовало испытать позорную смерть на Голгофском кресте, чтобы понести на Себе наказание за грехи всего человечества.
При этом Библия говорит нам о том, что Христос является для нас образцом поведения (см. напр. 1 Пет. 2:21; Еф. 5:1), что со всей серьезностью ставит перед нами следующий вопрос: «Мог ли Иисус Христос согрешить, находясь в человеческом теле?» Здесь христианская мысль разделилась на несколько мнений. Большинство считает, что Христос не мог не только быть подвергнут искушению, но и согрешить, поскольку в таком случае не смог бы стать Спасителем всего рода человеческого. Противоположная точка зрения (см. напр. статью адвентистского автора Алонзо Джоунса «Природа Христа») состоит в признании того, что Христос был не только полностью человеком, но и полностью грешником, поскольку только таким путем Он смог быть для нас не только сострадающим, но и примером для подражания (см. 2 Кор. 5:21 в оригинале; Рим. 8:3). Промежуточный взгляд, который исповедует и автор данной статьи, будет описан ниже.
Наш ответ на этот вопрос состоит в проведении важного различия между человечностью и греховностью Христа (см. «кроме греха» в тексте Евр. 4:15). Иными словами, мы признаем истинность утверждения о том, что Христос на Земле был полностью человеком, но не признаем того, что Он согрешил или имел какую-либо причастность к греху. Иными словами, Христос стал человеком не во всем, поскольку не был «продан греху» (Рим. 7:14), как это мы видим у людей. И если обычные люди все до одного виновны перед Богом, Христос таковым не был. Мало того, если бы Он был виновен перед Отцом, то не смог бы понести на Себе наше наказание (поэтому «агнец» в ветхозаветном жертвоприношении должен был быть непорочным).
Это значит, что текст 2 Кор. 5:21 в оригинале имеет фигуральное, а не буквальное значение. Христос не мог стать грешником, а лишь стал Жертвой за наш грех, т.е. понес на Себе то наказание, которое заслужили мы. Одним словом, Христос понес на Себе не нашу вину, а только наказание за наши грехи. Как выкуп земли ближайшим родственником в Ветхом Завете (см. Лев. 25:24-28; 47-49; Руфь 2:20; 3:9, 12, 13; 4:1-14) не предполагал такую же бедность искупителя, как и искупаемого, так и искупление Христом грешника не предполагает обладание Им такой же греховностью, какая имеется у людей.
Кроме того, Христос стал человеком не для того, чтобы мы стали богами по природе, а для того, чтобы уподобились Богу в нравственном отношении, что предполагает употребление нравственных усилий. Однако, мы не можем достигнуть праведности настолько, как Он, поскольку не имеем совершенной веры, обладающей совершенной праведностью. Поэтому праведность Христа передается нам как дар, а не заслуживается, как это мог сделать только Он. Одним словом, победить в себе наследственный грех мы можем лишь настолько, насколько доверяем Богу, но поскольку наша вера слаба, достигнуть совершенной свободы от власти греха мы не в состоянии. Поэтому и существует возможность спасения лишь по вере, но не по делам.
Основной наш вывод таков: фраза «подобен нам» не означает «равен нам». Чтобы нас спасти, Христу не нужно было становиться грешником, а было достаточно только понести наказание за наши грехи, тем самым осуществив их прощение Богом. Поскольку же Он не имел греховности, и было сказано, что Он был «искушен во всем кроме греха» (Евр. 4:15). Это значит, что для того, чтобы спасти грешника, Христу не только не нужно было становиться грешником, но и прямо-таки нельзя было им быть, как написано: «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него» (Пс. 48:8), поскольку сам грешен.
Единственное, что Христос имел наше – это подверженность искушениям, но подвергнуться искушению и поддаться ему — это разные вещи. Поэтому нельзя приписывать человеческой природе Христа еще и нашу греховность. Он действительно оставил нам пример, как бороться и побеждать грех, но для этого Ему вовсе не нужно было согрешать. Напротив, Он должен был оставить нам пример, как побеждать грех, а не как попадать в него.
Конечно, мы признаем полную человечность Христа в Его земном состоянии. Об этом свидетельствует доктрина «кенозиса» (см. Флп. 2:7), опирающаяся на слова, сказанные Самим Христом: «Я ничего не могу творить Сам от Себя» (Ин. 5:30). Это означает, что все Свои чудеса Христос делал силой Отцовской, а не Своей (см. напр. Мк. 5:30), и даже знал не все из того, что знал Его Отец (см. напр. Мк. 13:32). Тем не менее, хотя Христос и испытывал реальные искушения, как со стороны мира и дьявола, так и со стороны «плоти», т.е. влечения со стороны «первородного» греха (Рим. 7:18-19), Он все же устоял в этих искушениях, так и не согрешив, и благодаря этому стал нашим Спасителем.
Сторонники второй точки зрения часто ссылаются на оригинал текста Евр. 4:15, где написано: «по подобию без греха». Но его выражение «по подобию» относится не к греху, а к искушению, т.е. к человеческой природе. Поэтому Христос был подобен людям по природе, но не по греховности. Важно отметить, что фраза «без греха» указывает на существование предела этому уподоблению. По мысли же наших оппонентов получается так, что никаких границ у этого подобия нет. Впрочем, даже само слово «подобие» не означает «равенства», что помогает нам правильно понять выражение «в подобии плоти греховной» (Рим. 8:3).
Одним словом, нельзя отождествлять между собой два отличные друг от друга понятия: «подобие» и «равенство». Если вспомнить историю Церкви, то в ней существовали те христиане, которые учили, что Христос не равен Отцу, а лишь подобен Ему. То же различие играет важную роль и в данном вопросе. Вот если бы было сказано «в равенстве плоти греховной», тогда дело другое. Однако в таком случае Спаситель был бы грешником, а значит никогда бы не смог «осудить грех во плоти» (Рим. 8:3).
Мы, как христиане, можем жить свято вовсе не по той причине, что Христос намерен победить в нас наш грех любыми путями, а по той, что мы принимаем сознательное решение уподобиться Ему в той мере, в какой только способны, как тварные существа. Именно сохраняющаяся в природе христианина свобода воли определяет нашу неспособность жить свято в полном соответствии образу Христа. Поэтому мы признаем искушение Христа, но не признаем Его греховности. Христос мог стать нашим Спасителем, лишь преодолев искушения и не согрешив при этом.
Заключение
Выше мы попытались показать, что одним из удивительнейших свойств моральной природы изображенного в Библии Бога является Его способность отдавать или дарить что-либо другим. Мы увидели, что Бог очень многое дарует нам бесплатно: окружающий мир, пригодный для нашего жилья, саму нашу жизнь и благоприятные условия для ее существования, множество полезных знаний и умений, и самое главное, Он готов был пожертвовать ради нашего спасения Своим Сыном, Иисусом Христом.
Важно отметить тот факт, что ни одно божество мира не способно любить так свое творение, как это делает Библейский Бог. Это значит, что в Его природе главенствует не горделивая самодостаточность, абсолютный волюнтаризм, беспрецедентное всемогущество или справедливое воздаяние, а жертвенная любовь. Поэтому Библия пишет о Нем следующее: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16).