Фрэнк Стагг
Доктрина избрания едва ли не пропитывает каждый «слой» Библии. Под избранием мы подразумеваем Божье намерение и инициативу спасти человека. Речь не идет о том, что Бог якобы избирает некоторых людей для спасения, в то время как других – для вечного осуждения, определяя таким путем судьбу каждого человека. Если бы это было правдой, то само спасение превратилось бы в возмездие, ибо насильственное склонение кого-либо к чему-то, как будто он – некая вещь, было бы равнозначно его уничтожению как личности.
Избрание – это выбор человека Богом, предшествующий выбору человеком Бога. Спасение является возможностью, данной человеку, только по причине Божьих призвания и избрания. Если Бог не взыскал человека, то человек никогда бы не смог взыскать Бога. Бог действительно избирает, Он также призывает, но Его призвание не есть принуждение. Человек свободен в том, как ответить Богу…
Человек не может обнаружить Бога; Бог открывает Сам Себя человеку. Человек не инициирует свое собственное спасение, так же как он не может и достичь его; только Бог может спасти. Доктрина призвания и избрания является частью этой большой доктрины, которая учит о Божьей инициативе в творении, откровении и искуплении. «За кулисами» спасения человека стоят намерение и деятельность Бога…
В Рим. 8:28 Павел говорит о «призванных по Его изволению». Восьмая глава Послания к римлянам учит об уверенности в спасении. Эта уверенность основывается на намерении Бога, Который еще с самого начала предвидел цель, к которой Он приведет откликающихся на Его любовь. (Очевидно, что Бог призывает и избирает в качестве Своих только тех, о ком знает наперед, что они откликнутся на универсальный призыв Его любви, как и говорится в тексте 1 Пет. 1-2: «избранным по предведению Бога Отца»).
Логика, по идее, подсказывает нам, что некоторые люди неизбежно спасены, потому что Бог избрал их к спасению. Это, конечно, подразумевает также и то, что другие навсегда потеряны, потому что Бог избрал их к осуждению или, по крайней мере, не включил их в число тех, кто избраны к спасению. Но Новый Завет не имеет ничего общего с такой логической дедукцией. Он никогда не говорит о том, что некоторые избраны к погибели. Не говорит Новый Завет также и о том, что Бог задумывает то или благоволит к тому, чтобы какой-либо человек погиб. Усилия логики отстоять как абсолютное предопределение к спасению, так и «двойное» предопределение, слабы и неубедительны. Более того, они совершенно неуместны, ибо пытаются защитить то, что Новый Завет нигде не утверждает.
Данный вопрос запутывается еще и с помощью мнения, что спасения вообще никто не достоин, а посему Бога нельзя в чем-либо обвинять, если Он решит спасти только некоторых. Библия никоим образом не оправдывает таких обвинений в адрес Бога, что Он, якобы, стоит поодаль, ничего не делает, и лишь оставляет некоторых людей на произвол их судьбы. Если сказать, что спасти лишь некоторых – правильно, то и запланировать спасти лишь некоторых – тоже вполне правильно. А это является плохой логикой и неизвинительным запутыванием вопроса, ведь такое мнение неверно предполагает, что Бог предлагает спасение только некоторым, и скрывает тот факт, что именно в свидетельстве христиан имела место трагическая небрежность, приведшая к соответствующему отклику (т.е. отказу) неспасенных. Сам Иисус сказал: «Так нет воли Отца Моего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:14). Люди, конечно, погибают, но это не является чем-то, к чему благоволит Отец. Второе Послание Петра (3:9) говорит, что Господь «долготерпит нас, не желая чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию».
Новый Завет настаивает, что за спасением любого человека стоит Божья инициатива, выражаемая в призвании и избрании. Это исключает всякую похвальбу со стороны человека. За осуждением любого человека, однако, стоит не что иное, как его собственный грех и пренебрежение спасением. В Новом Завете понятием, противоположным избранию, является не «неизбрание» кого-либо Богом, а отвержение человеком Божьего спасения. Это предполагает некоторое ограничение Божьей свободы, что также правильно. Но именно Сам Бог лимитирует Свою Собственную свободу. Бог был свободен в том, чтобы сделать человека свободным принять или отвергнуть спасение. Человеческая свобода заключена в границах более великой свободы Бога. Человек может сказать Богу «да» или «нет» лишь только потому, что Бога дал ему такую свободу.
Греческое слово «прооризейн», обычно переводящееся как «предопределять» или «посвятить прежде», встречается в Новом Завете шесть раз (Деян. 4:28; Рим. 8:29-30; 1 Кор.2:7; Еф. 1:5, 11). Среди них только стихи в Посланиях к римлянам и ефесянам напрямую связаны со спасением. Если Павел имел ввиду «составление» чьей-либо судьбы прежде ее существования, то его серьезное внимание к человеческой вине и страстное желание, чтобы люди покаялись, были бы бессмысленными. Зачем тогда Павлу было молиться Богу о спасении людей (Рим. 10:1), если он верил, что все в этом вопросе уже предрешено?
Тот, кто думает, что судьба каждого человека определена для него заранее, является слишком нечувствительным к «биению сердца» и «пульсу» Нового Завета. Наш мир не похож на заранее спланированное телевизионное шоу. Бог не играет с игрушками и не манипулирует техническими новинками; Он ищет людей, наделенных невероятной свободой, при которой они могут принять или отвергнуть спасение, которое может предложить только Бог.
Восьмая глава Послания к римлянам не говорит о том, что Бог определяет судьбу человека, но о том, что спасение является Божьим намерением или чем-то запланированным Им; оно не случайно и не является идеей, пришедшей в разум Бога лишь после возникновения проблемы. Можно с уверенностью сказать, что спасение принадлежит тем, кто «во Христе», или «любящим Его» (Рим. 8:28), ибо Бог, Задумавший его, совершит его Сам и доведет его до конца. Послание к ефесянам также приписывает спасение человека Богу, ибо только Он способен совершить это. Он совершает это согласно Своим продуманным намерениям.
В тексте 2 Пет. 1:10 братьям дается наставление «делать твердым призвание и избрание». Это не предполагает, что судьба человека «составлена» без учета его собственного ответственного выбора. Один только плач Иисуса Христа по Иерусалиму (Мф. 23:37 и далее) достаточен для того, чтобы разрушить любую доктрину, утверждающую, что судьбы людей предопределены заранее. В тексте Рим. 10:21 подчеркивается истинная причина осуждения человека: «Об Израиле же говорит: «Целый день Я простирал Мои руки к народу непослушному и упорному». (Это означает, что Божье желание спасти не является принудительным).
Источник: Стагг Ф. Богословие Нового Завета. Киев, 1999, С. 96-100.
Материал приведен в сокращении.
Предопределение — не судьба

Последние комментарии