Томас Райт
«Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил, и ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня. Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, — так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники». Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти» (Иуд. 1:5-16).
Один из самых ярких примеров вопиющего и многообразного нечестия в истории XX века — нацистский режим, который при Гитлере привел к шести годам кровавой войны и еврейскому Холокосту. Подобно страшному землетрясению, он породил социальные и политические катастрофы, последствия которых сказываются доныне. Людям, рожденным после войны и выросшим на рассказах о нацистских зверствах, нелегко понять, насколько жители Британии, Америки и других стран не понимали, что происходит, насколько отказывались верить в такую сатанинскую злобу.
Более того, многие восхищались Гитлером: мол, наводит порядок, возвращает стране национальное достоинство, утерянное в 1920–е годы. Британский премьер–министр Невилл Чемберлен подписал с Гитлером соглашение. Герцог Виндзорский и герцогиня Виндзорская, судя по всему, надеялись, что в случае победы Германии они вернутся в Британию королем и королевой. До нападения на Перл–Харбор многие американцы думали, что если и вступать в войну, то на стороне немцев.
У людей в голове не укладывалось, что дело может быть настолько плохо. Правда, из Германии доходили слухи о гонениях на евреев, но этим слухам обычно либо не верили, либо считали, что слухи преувеличены. Лишь когда войска союзников вошли в концлагеря, стала известна жуткая правда. И когда Европа осознала, что происходило все это время, западный мир охватила волна отвращения, приведя к перестройке всего нравственного ландшафта. Но как же жаль, что потребовались все эти зверства, чтобы люди поняли опасность идолопоклоннического национализма и расизма…
При чтении Иуд 5–16 многим людям нелегко поверить, что ситуация была так плоха, как описывает автор. Они думают: «Возможно, проблемы есть, но зачем драматизировать? Зачем преувеличивать? Допустим, вам не нравятся эти люди, но зачем рисовать их настолько черными красками?». А ведь Иуда считал, что церковь стоит перед серьезной опасностью: на дороге, которой идет община, попалась огромная выбоина, и если в нее угодить, можно расшибиться насмерть.
Отрывок содержит еще одну трудность: отсылает к целому ряду непривычных для нас рассказов (библейских и не только). Иуда хочет сказать: «Опять та же история! Не удивляйтесь, что это повторяется снова и снова!» И здесь, пожалуй, стоит вспомнить, о каких сюжетах идет речь.
Стихи 5–7 напоминают, что Бог судит и карает тех, кто противится Ему. Такое было с некоторыми израильтянами при исходе из Египта (ст. 5). Согласно внебиблейским иудейским преданиям, суд постиг и ангелов, нарушивших Божий замысел о своем статусе и долге (ст. 6). Печальная участь постигла жителей Содома и Гоморры (Быт 19), которые, видимо, нередко использовали приезжих в качестве сексуальных игрушек. Постигшее их наказание — участь, которая может ждать и других нечестивцев (ст. 7).
Эти рассказы, замечает Иуда, хорошо известны. Однако есть люди, которые живут так, словно они пустой звук (ст. 8–13). Возможно, нам стоит покраснеть: не живем ли и мы подобным образом? (Надеюсь, во всяком случае, что не зашли так далеко, как эти учителя.) Отметив два их основных греха в ст. 4, — используют Божью милость как повод для распутства и отрицают Иисуса — Иуда добавляет еще несколько: оскверняют плоть, отвергают власть и хулят Славных (т. е. ангелов, имеющих власть от Бога).
Последнее обвинение может показаться нам странным. Сейчас большинство людей либо вовсе не обращают внимания на ангелов, либо видят в них милых и уютных персонажей. Однако для Иуды это существа абсолютно реальные и могущественные, легкомысленное отношение к которым недопустимо. Он вспоминает рассказ, который появляется в третьей главе Книги Захарии, но развивался в ряде других текстов. Речь идет о том, как архангел Михаил спорит с сатаной и повторяет укор, высказанный Господом. Михаил не проклинает сатану, но вручает все в руки Божьи. Иуда говорит: сравните это с поведением людей, которые хулят все, чего не понимают. Не правда ли, картина знакомая по нынешним издевкам над христианством, да и вообще любой религией? Сплошь и рядом критики выдают собственное невежество буквально в каждой фразе.
Первые два обвинения понятны. Если человек отвергает власть свыше, он легко может отвергнуть и человеческие власти, будь то церковные или мирские. А там, возможно, не станет стеснять себя и любыми запретами, в частности, сексуальными. Это было бы смешно, если бы не было так грустно: многие воображают, что лишь «прогресс» дал сексуальную свободу. Однако «прогресс», который часто означает все большую и большую сексуальную раскрепощенность, есть лишь возврат к той форме поведения, которая лишала людей человеческого облика еще в древние времена.
Лжеучителя напоминают Иуде о библейских нечестивцах: убийце Каине, лжепророке Валааме, бунтовщике Корее. Кстати, корни проблемы во многом уходят в бунт. Учителя отказываются признать над собой авторитет, и в результате скатываются в моральный хаос и скверну. Неслучайно Иуда сравнивает их с безводными облаками, бесплодными деревьями, свирепыми волнами и блуждающими звездами. Все эти образы объединяет то, что нечто обещается, но не дается: облака не дают дождя, а деревья — плодов; по бурному морю невозможно плавать… Образ жизни, который предлагают учителя, может показаться необычным, увлекательным и освобождающим, но в реальности несет лишь позор, тьму и хаос.
И наконец, Иуда цитирует хорошо известный в то время еврейский текст, который приписывал древнему Еноху всевозможные пророчества. Здесь, как и в стихе 9, Иуда вспоминает Книгу Захарии (на сей раз 14:5): Господь грядет со святыми своими. Суд на нечестивцев близок. А пресловутые учителя все ворчат и жалуются, сами погрязая в погоне за удовольствиями, жадности и спеси.
Да, тяжелый отрывок. Пожалуй, мы бы предпочли не замечать подобные вещи, подобно тому как миролюбивая нация предпочла бы не замечать, что другая нация готовит войну и геноцид. Однако предостережение от лжеучений, с их анархией, нежеланием признать уникальность Иисуса и проповедью распутства, сейчас ничуть не менее актуально, чем в I веке. Мы обязательно должны просить, чтобы Иисус Мессия сохранил нас. Ответ на молитву отчасти будет состоять в том, что мы сможем увидеть и распознать проблему, когда она снова появится (а она обязательно появится).
Источник: Райт H.T. Ранние христианские письма. Иаков, Петр, Иоанн и Иуда. Популярный комментарий, М.: Библейско–богословский институт св. апостола Андрея, 2013.
Лжеучители

Автор укажите конкретно, какие проповеди распутства. Кальвин Беза Эдварц такому не учил. Проповеди Сперджена Мак-Артура, Коломийцева призывают к святости. Каких вы лжеучителей имеете ввиду.Иуда говорит о гностиках с которыми боролся пос же Иоан,а вы о ком применяете свою стать?
Приветствую Вас, дорогой во Христе брат Роман. Видать, Вы, попав на наш сайт, совсем растерялись. Ничего страшного. Прочитав несколько материалов, Вы вскоре убедитесь в том, что у нас не меньше аргументов, чем у Вас. Что касается этого Вашего вопроса, то он неправильно задан. Иуда и Петр признавали возможность отступничества, какими бы ни были многочисленными его причины, чего не признают современные кальвинисты. Но Вам почему-то захотелось зациклиться на распутстве, хотя Вы и сами прекрасно понимаете, что к нему невозможно свести все понятие «лжеучители». Отступить от Бога можно различными путями, а не только этим.
Впрочем, кальвинизм имеет непосредственное отношение к распутству, поскольку даже требование святости у него вступает в противоречие с суверенностью Бога, который вполне может и не дать этой святости Своим людям. Удивляетесь? Однако именно в этом по кальвинизму проявляется Его суверенность. Другая проблема: более активная, хоть и «тайная» причастность Бога к появлению зла и греха, о которой говорил и Кальвин, и Беза, и Перкинс и кого только не было еще.
Даже Павла хотя и по недоразумению обвиняли в этой ереси, которая состояла в убеждении, что Богу нужен грех для того, чтобы Он мог прославиться через его преодоление (точно этому учил Августин). Однако Павел полностью отрицает это учение, которое, разумеется, тогда еще не называлось кальвинизмом, хотя и было им по своей сути: «Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника? И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых» (Рим. 3:7-8). Ту же мысль Павел повторяет ниже еще дважды: «Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак» (Рим. 6:1). «Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак» (Рим. 6:15). Так что еретиков, подобного рода было много даже тогда. А теперь скажите нам, пожалуйста, кого мы должны слушать больше: Павла или Августина? Думаю, ответ должен быть ясен даже Вам.
Об этом же говорит нам и апостол Иуда: «… нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству» (Иуд. 4). Нет более частого обвинения, выдвигаемого сегодня кальвинистам, как это. И хотя они постарались застраховаться от него тем, что заявляют о неизбежности появления плодов святости в жизни христианина, их доктрина о полной суверенности Бога противоречит этому тезису. Действительно, если мое стремление к святости унижает Божью вседостаточность, тогда любое мое личное освящение способно причинять лишь только отрицание или умаление Божьей славе. Многие кальвинисты обнаруживают это противоречие, но продолжают жить так, как будто его нет в действительности. Поэтому умом кальвинизм понять невозможно. Желаю Вам обильных Божьих благословений!