Григорий Авраменко
Авраменко
Для того, чтобы получить ответ на поставленный вопрос, нужно, прежде всего, найти, определить повод, предпосылку, прелюдию к возникновению греха на небе и на земле.
На земле грех взял повод от заповеди (Рим.7:8). Не было бы заповеди, не было бы и греха. Значит исходным моментом возникновения греха в Едеме является заповедь Божия. Отсюда грех берет свое начало…
Заповедь, сама по себе, «свята и праведна и добра» (Рим.7:12). «Итак, неужели доброе становится мне смертоносным? – Никак, но грех оказывающийся грехом потому, что посредством доброго, причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешным посредством заповеди» (Рим.7:13).
Заповеди Бог дает только разумным, имеющим свободную волю созданиям. Для всего, не имеющего сознания Он установил закон, который исполняется силами естественных закономерностей (как бы самопроизвольно). Так, например, наша планета Земля вращаясь вокруг своей оси, за сто лет не опаздывает и на одну тысячную  долю секунды. Абсолютная точность движения! Здесь совершенное подчинение законам бытия.
С сознательными же существами дело обстоит иначе. Обратите внимание на то, что заповедь, данная в Едеме Адаму, не повелевала ему что-то делать, действовать, трудиться, подвизаться. Наоборот она повелевала не действовать, не напрягать себя физически, ничего не творить в определенном отношении… Это неисполнение ничем не отягощало Адама и Еву.
Подобная пассивная заповедь всегда действует в жизни каждого человека на уровне само собой разумеющегося. Разве не говорит нам здравый смысл: «Не пей яд, потому, что лишишься жизни». Разве не ясно, что двигаться на автомашине против встречного движения смертельно опасно? Мы живем в теле только потому, что соблюдаем эту заповедь на уровне подсознания и вполне сознательно. Кто ее нарушает, тот становится самоубийцей.
Итак, как невозможно Богу управлять материальным, физическим миром не пользуясь законами, так нельзя создавать мировую духовную гармонию из сознательных, имеющих волю созданий, не пользуясь словом, велениями, заповедями, законом.
Что же мы здесь нашли в наших размышлениях и исследованиях? А вот что: согласно учения Кальвина, грех, зло, смерть возникли во Вселенной по предопределению Божию, по Его хотению, по воле Божией. Мол, происходит только то, что Бог повелевает, чего Он желает. Чего Он не совершает, то не происходит. Всему и хорошему и плохому причина одна – БОГ!
На самом же деле исходным моментом возникновения греха является не предопределение Божие, не Его воля, не тайники Его промысла, а ЗАПОВЕДЬ БОЖИЯ, а точнее отношение к ней со стороны разумных созданий как на небе, так и на земле. А если присмотреться более внимательно, то причина всего зла кроется в желании сердца Ангела или человека овладеть тем, что им не было дано Богом. В десятисловном законе так и написано: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего что у ближнего твоего» (Исх. 20:17).
Возможность и опасность возникновения греха денницы таилась в его хотении, желании стать равным Богу. Незаконным это рвение было не относительно конкретной заповеди Божией, а относительно само собой разумеющейся воли Божией. «А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13-14). Но это было дерзкое своеволие, проявление его прихоти (Притч. 18:1).
Что же он должен был сделать, чтобы стоять и устоять в истине? – Исполнять Божию, а не свою волю, служить Господу, угождать Ему, поклоняться и славить Его, так как это всегда делают все небожители (Ис. 6:1; Дан. 7:10; Откр. 4:1-11). Одним словом, он должен был не желать ничего, более того, что было дозволено ему Богом… Воля Божия является высшим законом бытия для всех небожителей и живущих на земле людей. Она подлежит обязательному исполнению всеми разумными созданиями.
Могло ли быть такое, чтобы Бог предопределил отдельных ангелов и людей для того, чтобы они не исполняли волю Божию, но противодействовали Ему? Это полный абсурд! Воля Божья не может включать в себя одновременно и исполнения и противления себе со стороны людей или ангелов…
С другой стороны, сотворить таких разумных и имеющих волю созданий, у которых не было бы возможности ослушаться Бога, Он не мог. То был бы не человек, а робот. Создать такой автомобиль, у которого при помощи рулевого управления невозможно повернуть передние колеса вправо и влево, можно, но это будет не автомашина, а ее пародия, которой пользоваться нельзя, и она такая никому не нужна.
Индикатором, сообщающим об отклонении святого человека от русла воли Божьей, является его, пребывающая в Духе Святом, совесть (Рим. 9:1). Господь не пленяет человека так, чтобы он лишился самой возможности неповинования Ему. У всех Его разумных созданий имеется возможность не подчиниться своему Творцу.
Это положение дел как раз и является основанием для возложения ответственности на человека за его поведение во всех его путях и деяниях. Поэтому он и будет судим Богом, Который вынесет определение о характере его вечного воздаяния (2 Кор. 5:10; Откр. 22:12). Посему и подразделяются все создания Божии на Его сторонников и противников, на Его друзей и врагов (Лк. 19:27; Ин. 15:14; Иак. 2:23).
Здесь причина их неповиновения Богу заключена не в Божием предопределении отдать их во власть погибели, а в выражении их свободного отношения к добру, свету и истине. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19).
Не устанавливать заповеди для мыслящих и имеющих личную волю созданий, невозможно. Грех и смерть возникли за счет ее сознательного нарушения. Причина возникновения греха находится не в Боге, не в Его предопределении, а в Его творении, произвольно нарушающем святые правила жизни в полной гармонии.
И если кальвинизм прямо или косвенно, во всех бедах Вселенной обвиняет Бога, то здравый смысл учения Христа во всем Его оправдывает. Вина ложится на бывшего херувима осеняющего и на Адама, но не на их Создателя. «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3:8). Он не устоял в истине по причине его надменного, самовольного желания стать подобным Всевышнему (Ис. 14:13-15; Ин. 8:44).
Разница между грехом денницы и грехом Адама состоит в том, что херувим осенявший знал, на что идет и был в состоянии понимать, к чему это его приведет. И вопреки этому «совершенному» знанию и «полноте мудрости» (см. Иез. 28:12), он дерзнул выступить против воли Божьей, чем и совершил непоправимое беззаконие. По этой причине он назван отцом лжи, зла и греха. Он – первооткрыватель, первопроходец широкого пути греха и смерти. Его никто со стороны не побуждал идти на этот шаг, не соблазнял, не искушал, не обольщал. Он совершил это в результате безусловного самоискушения (Иак. 1:13-15).
Еву же он обманул, обольстил и посредством ее – нашего праотца Адама. Писание говорит об этом вполне ясно. Ева сказала Богу: «Змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3:13). «И не Адам прельщен, но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим. 2:14).
По нашему пониманию грех денницы был более дерзким, чем грех Евы и Адама (см. грехе «дерзкою рукою» в Числ. 15:30). По причине наивности, легковерия и неопытности Ева, доверяя слову змея, хотела достигнуть лучшего для себя, чем то, что им дал Бог от их сотворения. Дьявол же изначально знал, что его неповиновение Богу обернется для него погибелью. Если Ева была обманута, то дьявол обманывал сам себя.
По этой причине Господь счел возможным и необходимым по любви к людям, спасти их от власти вечной погибели ЖЕРТВОЮ Агнца Божия Господа нашего Иисуса Христа. Он искупил всех грешников драгоценною Кровью Своею (Ин. 3:16-18; 1 Пет. 1:18-19). Изменившим же Богу ангелам произвольным образом, т.е. без какого-либо влияния извне, прощения, помилования, спасения нет. За них Христос не страдал, не умирал и не пощадил их…
Согласно учению, Кальвина одна треть ангелов во главе с денницей были предопределены Богом для ада, до их сотворения, а две трети Он оставил для Себя, для демонстрации радостного, торжественного бессмертия (Откр. 12:4). В отношении же людей произошло все наоборот: спасается только «малое стадо» (Лк. 12:32), а большое стадо идет в ад. Но он не учел, что у Христа есть овцы другого двора, которых также Христос спасает. «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16).
На самом же деле Бог поставил все Свое творение перед выбором. Поэтому объективным образом существует два пути: узкий и широкий (Мф. 7:13-14). Один ведет в жизнь вечную, а другой в погибель. И теперь на земле решается судьба каждого человека. В результате свободного выбора человека определяется для каждого индивидуальным образом, где он будет проводить вечность. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). «Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2:21). «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:1-5). Дорогой друг, читающий эти строки, моли и проси Господа о том, чтобы Он помог тебе не ошибиться в собственном выборе.
Источник: Авраменко Г.Н. Верно ли учение Кальвина, т. 2, Майкоп, 2009; раздел 1, подраздел 9. Редакция: Геннадий Гололоб.