Геннадий Гололоб

 

Адам Кларк (1762-1832) является крупнейшим представителем уэслианского богословия и убежденным сторонником библейской святости. После Джона Флетчера и Джона Уэсли, Кларк является следующим именем в цепи прославленных проповедников святости и богословов уэслианского направления.

 

Адам Кларк родился в 1760 году в графстве Лондондерри (Северная Ирландия) и обратился к Богу в 1779 году в результате проповеди одного методистского проповедника. Три года спустя он оставил свой дом и отправился в Англию, чтобы поступить в уэслианскую школу проповедников, находящуюся в Кингсвуде (Бристоль). Пять недель спустя он был назначен на свою первую должность в качестве разъездного проповедника в округе Брэдфорд (графство Уилтшир). В течение следующих пятидесяти лет он не прекращал пасторской деятельности, служа в разных местах Великобритании и достигнув известности в качестве видного проповедника. Все это время Кларк интенсивно занимался самообразованием, так что, среди других академических достижений, сделался знатоком, по крайней мере, десяти языков, древних и современных.

 

Начиная со своего назначения на этот пост в 1805 году, в течение нескольких лет Кларк был членом комитета Британского и Иностранного библейского общества, одновременно являясь консультантом по восточным языкам. В 1819 году он был вынужден подать в отставку по состоянию своего здоровья. Выйдя на пенсию за четыре года до этого времени, он поселился в Миллбруке (Ланкашир), где и проживал до своего возвращения в пригород Лондона в 1823 году.

 

Адам Кларк активно участвовал в работе Методистского миссионерского общества с момента его создания в 1814 году,  а также провел три года в миссионерском труде на Шотландских островах (1826-1828). Трижды (1806, 1814 и 1822) он избирался в качестве президента Конференции английских методистов и четыре раза был президентом Конференции ирландских методистов. Всего Кларк отслужил проповедником в двадцати четырех методистских округах, расположенных в Англии и Ирландии.

 

Кларк посвятил десять лет кропотливого труда по расшифровке, классификации и редактированию важных государственных документов, относящихся к периоду с 1131 по 1666 годы. Данное колоссальное по своему масштабу исследование проводилось в четырнадцати различных местах, в том числе в лондонском Тауэре, Вестминстерских архивах и в библиотеке Кембриджского университета. За эти заслуги в области правоведения в 1808 году Абердинский университет присвоил Адаму Кларку почетную степень доктора юридических наук, наивысшую академическую награду университета.

 

Исследовательская деятельность Адама Кларка оказалась весьма обширной. Кроме своего комментария на все книги Библии, он опубликовал двадцать два тома своих сочинений, включая Воспоминания семьи Уэсли, Размышление о бытии и атрибутах Бога, Обычаи древних израильтян, четыре тома проповедей, три тома альманаха под названием «Фрагменты», О христианских миссиях, Краткий взгляд на преемственность Священной литературы и Библиографический словарь. Литературные достижения Кларка являются феноменальными, если учесть, что он продолжал исполнять обязанности странствующего проповедника.

 

Наиболее важными из его многочисленных работ был его комментарий на все книги Библии, впервые опубликованный в восьми томах (1810-1826). Над написанием этого обширного и детального комментария Кларк трудился в течение сорока лет. Другими его важными работами были Биографический словарь (1802) и Приложение к нему под названием «Биографический сборник» (1806).  Собрание его сочинений было издано в тринадцати томах Дж. Эвереттом в 1836-1837 годах.

 

В течение пятидесятилетнего периода (1782-1832) своей проповеднической деятельности Кларк редко жил в одном месте более четырех лет, сменяя обычно свое место жительства каждый два года. Однако частые его перемещения с одного места на другое не помешали ему много читать, проводить библейские исследования, а также готовить к изданию свои научные публикации. Он был избран членом шести из наиболее престижных обществ того времени, в том числе Антикварного общества, Королевского Восточного общества и Королевской ирландской академии.

 

Несмотря на все знаки отличия, предоставленные ему, Кларк остался верным учению методизма проповедником, а также набожным и смиренным верующим. «Поскольку я люблю исследование, – писал он однажды, – от ученых мужей я получал премии. Компания этих великих и солидных людей часто восхищалась мною. Но бесконечно выше всех этих и других возможных наград для меня значит слава Христа, живущего во мне, владычествующего надо мною и готовящего меня к Его небесам».

 

Кларк был проповедником на редкость сильным и одаренным, поэтому особенно в свои последние годы он проповедовал в переполненных церквах. На проповедническую кафедру он перенес всю теплоту своего кельтского воспитания и огромный запас своих энциклопедических познаний. Будучи по существу текстуальным проповедником, он мало уделял времени формальной подготовке проповеди, желая больше находиться в Божьем распоряжении, чем во власти своего искусства владения словом или обширных познаний. «Поскольку я не мог составить проповедь, прежде чем отправиться на кафедру, – признавался он своему другу, Роберту Карру Брекенбери, – я был вынужден зависеть от руководства и мудрости Божьей. Я много читал, записывал очень мало, но всегда стремился учиться». «Стремление учиться» было секретом успеха Кларка и как проповедника, и как писателя.

 

Несмотря на ведение кратких записей для использования в проповеди, Кларк исследовал все доступные ему источники знаний, особенно лингвистические, естественнонаучные и исторические. Консультируя молодого методистского проповедника касательно его исследований, Кларк утверждал: «Методистский проповедник должен знать как можно больше. Частичные познания в любой из отраслей науки или бизнеса все же лучше, чем полное незнание… Старая пословица «слишком много утюгов в огне» содержит отвратительную ложь. Вы не можете иметь «слишком много» инструментов, держа их на изготовке». Этот совет полезно принять во внимание многим из современных проповедников. Действительно, для прославления Бога мы должны использовать любые доступные нам знания и технические возможности.

 

Во время посещения Ливерпуля на севере Англии в 1832 году Кларк заболел смертельной азиатской холерой и умер от нее в своем лондонском доме 26 августа того же года. Однако дело, которому он посвятил всю свою жизнь, не умерло. Кларк считал спасение во Христе основанием христианской святости, без которой оно лишается своей аутентичности. Он верил в неукоснительный авторитет Слова Божьего по всем вопросам, имеющим отношение к нашему спасению и проявлению духовности (2 Пет. 1:3; 3:1; 1 Тим. 2:2; 4:7; 6:3; Тит. 2:12).

 

Адам Кларк был проповедником святости, опираясь на Божий призыв «исполняться всей полнотой Божией» (Еф. 3:14-21).  В проповеди на текст Флп. 1:27-28 он выразил сущность уэслианского учения о полноте святости:  «Весь замысел Божий по отношению к человеку состоит в восстановлении его первозданного образа и поднятии его из руин грехопадения, одним словом, в достижении его совершенства. Это подразумевает очищение его души от грехов и заполнение ее всей полнотой святости, так чтобы никакой нечестивый характер, злое желание, или нечистая любовь (страсть) не могли найти себе приют или какое-либо пребывание в нем. Это и только это является истинной религией, или христианским совершенством. Спасение, являющееся чем-то меньшим, чем это, есть унижение Жертвы Христа и работы Духа Святого».

 

Кларк знал, что некоторые христиане настроены против учения Джона Уэсли о полном освящении, думая, что никто не может в полной мере спастись от греха в условиях земной жизни. Об этом он писал следующее: «Они считают только смерть совершенным избавлением от полной испорченности и окончательного разрушения в результате греха, как будто это выявлено на каждой странице Библии! Однако нет ни одного текста в Священном Писании, который бы утверждал подобные вещи! Если бы это было так, тогда смерть была бы для нас не последним врагом, а наилучшим другом и поставщиком величайшего из всех благ… Однако только Кровь Иисуса способна очистить от всякой неправды».

 

Другим известным аргументом против христианского совершенства является утверждение о том, что пребывание в грехе смиряет верующих и держит их в состоянии раскаяния. На это Кларк ответил следующее: «Я допускаю, что те, кто видят, чувствуют и осуждают свое пребывание в грехе, являются смиренными. Однако разве это смирение совершает грех? Нет, это совершает благодать Божья, которая показывает и осуждает грех, так что он смиряет нас… Мы никогда не смиримся под действием жизни в грехе до тех пор, пока Дух Божий не привлечет его к свету и не покажет нам не только его ужасную испорченность, но его враждебность по отношению к Богу. И Он утверждает, что может отнять Свое это влечение».

 

Заслуги Адама Кларка в области библейской экзегетики признавали даже его оппоненты, склонные к кальвинистской доктрине. Например, знаменитому Чарльзу Сперджену принадлежит следующее высказывание: «Адам Кларк является великим комментатором наших друзей уэслианцев, и у них нет причин стыдиться его, ибо он занимает почетное место среди ведущих толкователей. Его ум был, видимо, очарован особенностями его обучения, и поэтому его комментарии вызывали большое любопытство, но они исполнены таких раритетов, которых не мог создать никто иной, как этот великий человек… Если у вас есть копия комментария Адама Кларка, и вы самостоятельно упражняетесь в его чтении, вы получите огромные преимущества от этого, поскольку часто посредством косвенного взгляда они проясняют смысл текста самым удивительно образом. Я не удивлен, что Адам Кларк все еще остается, несмотря на свои особенности, князем комментаторов».

 

«Имя Адама Кларка ассоциируется с библейскими исследованиями, и это правильно. Его комментарии и примечания ко всей Библии были завершены в 1826 году и представляют собой результат тридцатилетних интенсивных исследований, изданных в печатном виде. Конечно, и другие ученые написали комментарии на всю Библию, но толкование Библии Кларка является сводом библейских, лингвистических, философских и классических исследований, непревзойденных никем другим. Если вспомнить, что вся эта работа была сделана в то время, когда Кларк был занят служением странствующего уэслианского проповедника, который никогда в своей жизни не пользовался помощью секретаря даже на один час, это, вместе со всеми другими публикациями, указывает на огромные его литературные достижения», – писал Герберт МакГонигл (McGonigle), профессор церковной истории Колледжа Назарянина (Манчестер, Англия).

 

Обширные познания Адама Кларка в различных областях наук, смежных с библейским богословием, не утратили своей актуальности и в настоящее время. По мнению составителей одной из престижных энциклопедий по религиоведению, «Адам Кларк является, пожалуй, самым известным комментатором Библии на сегодняшний день» (New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge). Подобные высказывания содержатся на официальном сайте престижного библейско-образовательного ресурса Studylight.org: «Будучи автором одного из самых известных межконфессиональных комментариев, когда-либо написанных, Адам Кларк показывает свое полное уважение к Библии, а также мужество выразить свое мнение на многие трудные и спорные вопросы, обсуждения которых в других комментариях часто избегают». К мнению всех этих авторитетных лиц стоит прислушаться всякому христианину, приступающему к изучению трудов и библейских комментариев Адама Кларка.